17.04.2009 | 12:53

Драматическая программа на "Золотой маске" 2009

Любите ли вы театр, как любят его создатели и участники "Золотой маски"? Если ответ утвердительный, сегодняшний день вы проведете в напряженном ожидании итогов национального театрального фестиваля. Завтра, на торжественной церемонии в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, "маски" найдут своих счастливых обладателей. В сравнении с иными смотрами прошлых лет, юбилейный конкурс в категории "драма" оказался не столь масштабным. Программа берет не числом номинантов, а их умением работать в разных театральных формах и направлениях. Драматические спектакли, представленные на 15-й "Золотой маске", проанализировали "Новости культуры".

Драма - это не только традиционно самая многочисленная номинация на "Золотой маске", еще здесь чаще всего встречаются одинаковые названия, и реже всего побеждают не столичные театры. Как правило, именно в этой номинации и случаются настоящие битвы титанов, вмешаться в которые практически невозможно. В этом смысле показательна и афиша этого года. Несмотря на практически рекордное присутствие театров из регионов, фамилии Додина, Фоменко, Гинкаса, кажется, неизменны.

Кама Гинкас, режиссер: "За 15 лет я только один раз не был номинантом этого фестиваля. И четыре раза был премирован. Я понимаю, что это достаточно поверхностно. Эти премии взрослому режиссеру ничего не дают, он не станет лучше ставить спектакли и не станет хуже ставить спектакли, если ему не дают ее. Молодому человеку такая премия важна".

Несмотря на это, Кама Гинкас философски замечает, что, когда дают премию – никаких ощущений, а вот, когда не дают, тогда и начинаешь переживать. Спектакль Гинкаса выдвинут в трех номинациях. Помимо самой постановки и режиссера, на "Маску" претендует еще художник Сергей Бархин. С "Роберто Зукко" в малой форме соревнуются еще 5 спектаклей. Хотя свод правил, по которым можно проводить соревнования на территории театрального искусства, еще никто не придумал.

Роман Должанский, председатель экспертного совета: "Конечно, премиальные страсти вытеснили эту задачу исследовательскую по отношения к спектаклям из российской провинции".

Роман Должанский - главный ответственный за состав участников в этой драматичной номинации. Председатель экспертного совета, он настаивает, что, если даже провинциальные театры в этом году и не составят достойной конкуренции двум столицам, все равно каждый из коллективов интересен своей сегодняшней историей в контексте российского театра.

Роман Должанский, председатель экспертного совета: "Самара – более стабильная. Пример того, как сосуществуют крепкий режиссер, опытный с известной стабильной труппой. Рыбкин в Красноярске -совершенно другая ситуация. Это ситуация постоянного вызова и городу, и театру. "Войцек" из Барнаула – это совершенно другой пример, пример того, как интересный режиссер вступил в конфликт и с городом, и с труппой, создав им интересный спектакль. Из-за этого же спектакля лишился этого театра".

"Берег утопии" - один из главных фаворитов "маски" этого года. Самый большой спектакль в номинации. Гигантское полотно из трех частей, в основе которых - интеллектуальные переживания Тома Стоппарда

Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТа: "Театр – он для людей. Наши зрители очень нуждаются в том, чтобы у них была свобода выбора. Это тоже очень важно. Я сам был когда-то председателем жюри, и знаю, насколько это сложный вопрос, и какая это огромная работа".

Главная примета "Золотой маски": каждый раз критики сетуют – провальный сезон, а спустя год начинают его же хвалить, ругая новые постановки.

Все материалы о фестивале>>>

Алена Карась о программе фестиваля "Золотая маска" 2009