17.04.2009 | 19:40

110 лет назад родилась Ольга Жизнева

Ольга Жизнева - роковая красавица королевства, совсем еще молодого отечественного кинематографа, который подарил ей десятки острохарактерных ролей. Однако начинала она как театральная актриса - закончила Школу Высокой комедии при знаменитом театре Корша, играла в прославленной труппе Синельникова. Но только Великий Немой, а вслед за ним и звуковое кино, принесли ей славу и любовь зрителей. Сегодня исполнилось 110 лет со дня рождения актрисы Ольги Жизневой. Рассказывают "Новости культуры".

Светская львица, жестокая красавица, женщина-вамп – такой Ольга Жизнева вошла в кинематограф. От отрицательных ролей никуда ей было не деться. Виной тому, как ни странно, яркая внешность.

Ирина Гращенкова, киновед: "В 20-е годы вообще красота была под сомнением. Если не под запретом, то, по крайней мере, под сомнением. Она едва ли не относилась к разряду буржуазных пережитков".

Яркие образы нэпманш Ольга Жизнева создавала при помощи мимики и пластики. И зрители даже не догадывались о том, какой еще козырь есть у актрисы.

Ирина Гращенкова, киновед: "Немое кино обкрадывало зрителя, лишая его возможности слышать удивительный, я бы сказала, виолончельный голос Ольги Андреевны".

Впервые он зазвучал в фильме "Строгий юноша" Абрама Роома, который стал для Ольги Жизневой главным режиссером и спутником жизни. Он много раз снимал ее в своих картинах. Но это вовсе не означало, что предложения, разумеется, профессиональные, от других режиссеров Ольга Андреевна не рассматривала. Более того, она их принимала. И часто раскрывалась в неожиданных образах. Например, молодой матери в фильме "Подкидыш".

Потом Ольга Жизнева еще не раз будет матерью на экране - в "Нашествии" Роома, в картине "Доживем до понедельника". Вот парадокс: актриса, у которой никогда не было своих детей, в образе матери в кино была невероятно гармонична и убедительна.

Ирина Гращенкова, киновед: "Вспомните мать учителя Мельникова из фильма Ростоцкого. Ведь это же удивительная мать. И когда Станислав Иосифович ее пригласил на эту роль, она сказала: "Я с удовольствием ее сыграю", а Ростоцкий сказал: "Я не вижу другой актрисы, кроме вас, на эту роль".

В "Доме с мезонином" по Чехову Жизнева тоже в роли матери. Оператор картины Александр Рыбин рассказывает, что даже в перерыве между съемками Ольга Андреевна с материнской заботой относилась к коллегам. И еще он вспоминает один случай.

Александр Рыбин, оператор-постановщик фильма "Дом с мезонином": "По мизансцене она должна была подойти крупно. Надо было проверить свет и фокус. Мы ее попросили подойти, она подошла, мы свет подправили. А потом в суматохе продолжали своими делами заниматься. Первым это заметил режиссер. Он спросил: "Это вы поставили актрису перед аппаратом?" Я говорю: "Да". "А вы ей сказали спасибо, и что она свободна?" Я говорю: "Нет". Он говорит: "А она до сих пор стоит"".

Работе Ольга Андреевна всегда отдавалась полностью, причем независимо от роли.

Игорь Кваша, народный артист России: "Даже когда она играла какие-то эпизоды уже в зрелом возрасте – все равно за ней всегда что-то стояло, всегда стояла некая глубина, всегда стояло еще какое-то другое содержание, а не просто содержание этого эпизодика, который она сыграла в кино".

Последняя большая роль Ольги Жизневой в кино – княгиня Приклонская в фильме "Цветы запоздалые".

Ирина Гращенкова, киновед: "Там есть сцена, где Приклонская подходит к окну, стоит у окна, и белый полог кисейной занавески точно саваном закрывает ее лицо, и она произносит одно только слово: "Пора". Когда я увидела эту сцену, мне показалось, что она прощалась с Абрамом Матвеевичем, что она прощалась с экраном, что она прощалась с жизнью".

Фильм вышел на экраны в 70-ом. Два года спустя Ольги Жизневой не стало. Но и сегодня она остается одной из первых красавиц советского кино.

Читайте также: К 110-летию со дня рождении актрисы Ольги Жизневой