20.04.2009 | 12:15

Триумфальный финал "Золотой маски"

18 апреля были подведены итоги главного национального театрального фестиваля и конкурса "Золотая маска". Его организаторы впервые за пятнадцатилетнюю историю отказались от помпезной церемонии награждения, в полном согласии со строками Бориса Пастернака о том, что "цель творчества самоотдача, А не шумиха, не успех". "Золотые маски" были вручены лауреатам уже в полдень, приглашены были только номинанты, а вечерний праздничный пир был задуман в виде оперного
спектакля.

В музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко режиссеры Дмитрий Крымов и Андрей Могучий представили участникам и гостям "Золотой Маски" ироническую оперу под названием "Золотое". В основе либретто – русские народные сказки "Колобок", "Курочка Ряба" и "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина. В спектакле нашли отражение почти все театральные жанры, представленные на "Золотой Маске". Формально это, конечно, опера, но в ней есть элементы и кукольного спектакля, и драмы. Разве что балетных па зрители не увидели. А завершился вечер, посвященный 15-летию фестиваля, на торжественной ноте. Чествовали лауреатов специальных премий "Золотой Маски". Президент фестиваля Георгий Тараторкин вручил "Маску" за лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2008-ом году. Приз получила венгерская постановка "Иванов". Одним из лауреатов самой почетной премии "За честь и достоинство" стала театральный критик и историк театра Инна Соловьева. Награду она получила из рук председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина.

Инна Соловьева, театральный критик, историк: "С каким чувством я получаю награду: во-первых, естественно, смущения, потому что, когда тебе говорят, что ты имеешь честь и достоинство, то нужно отнекиваться и говорить:""Есть люди и получше"".

15 лет "Маска" методично учится отбирать, судить, решать и награждать, преодолевает пристрастия и предвзятость, от которых не избавлен ни один творческий конкурс. "Маска" стремится к объективности, которая подобна свободе: абсолютная – невозможна, ее полное отсутствие – недопустимо. Но не отнять у этого фестиваля и премии главного свойства: "Золотая маска" - это живой портрет российского театра. О летописи "Золотой Маски" и о ее новых лауреатах сообщают "Новости культуры".

Ее ругают, на нее обижаются, но о ней и мечтают. И в этом смысле за 15 лет "Золотая маска" совсем не изменилась. Такой ее придумал Олег Шейнцис. Художник соединил символ комедии дель арте с символом российской государственности - получилась главная национальная театральная премия. Правда, в первое время она была сугубо московской, отдавала явное предпочтение драматическому театру и ограничилась вручением наград. Спустя год премия и фестиваль стали неразлучны.

Эдуард Бояков, художественный руководитель театра "Практика": "Объединение награды и фестиваля – сложнейшая задача, которая нигде не возникала и нигде не ставилась. Мы делали все с нуля, сами придумывали, скорее, я ориентировался на международные фестивали исполнительских искусств".

Появился экспертный совет, который бороздил просторы нашей родины в поисках театрального чуда, и главный олимпийский принцип - важна не победа, а участие, возымел некую актуальность. На дворе начало 90-ых, но есть реальная возможность одним увидеть, а другим показать то, на что способна театральная провинция.

Роман Должанский, председатель экспертного совета фестиваля "Золотая маска": "Когда "Золотая маска" создавалась 15 лет назад, одной из ее задач было сохранение театрального пространства российского и предоставление московской театральной общественности, то есть людям, которые выносят некоторые суждения, возможности раз в год заглянуть за пределы кольцевых театральных дорог".

Кризис, правда, совсем не финансовый, грянул на трехлетие. "Маску" обвинили в предвзятости, ангажированности, а тут еще скандальная церемония.

Эдуард Бояков, художественный руководитель театра "Практика": "Мы придумали очень провокационную сценарную историю, про то, что театр умер. Должны были два могильщика сидеть по краям авансцены. Дело было в вахтанговском театре..."

Сегодня Эдуард Бояков считает, что та церемония была чуть ли не пророческой. Покинув руководящий пост в "Золотой маске", Бояков и свой театр решил оградить от участия в фестивале, помещая "Практику" в другую систему координат. Впрочем, действительно, "Золотая маска" в большей степени отмечает, номинирует и награждает все-таки традиционный театр. Безусловно, замечая и новые имена, но, никогда не проходя мимо признанных театральных исполинов. Что подтверждает статистика.

Константин Райкин, художественный руководитель театра "Сатирикон": "Если судить по победителям "Золотой маски", это очень субъективная и далеко не полная картина театральной жизни нашей страны, если говорить о лучших ее достижениях. Мне кажется, там много неточного".

Константин Райкин – один из рекордсменов по количеству завоеванных масок. При этом он уверен, что соревноваться должны не мастера, а подмастерья. Впрочем, это не идет в разрез с другим его утверждением, что фестиваль и премия поддерживают жизнеспособность театра в нашей стране.

Константин Райкин, художественный руководитель театра "Сатирикон": "С одной стороны, жизнь театральная очень живуча, театр – это очень сильный микроб в России, но все-таки этот микроб смертный".

А вот Евгению Миронову долго не удавалось примерить "Золотую маску". Ходила даже шутка – все награды есть у Миронова, кроме одной. Сегодня Евгений Миронов на "Золотую маску" смотрит еще и с позиции художественного руководителя театра. Он уверен, что даже номинация - это престиж для молодого коллектива.

Евгений Миронов, художественный руководитель Театра Наций: "В чем тоже прелесть "Золотой маски" - в том, что их видят, говорят: "О, она талантлива, берем!" И участие в "Золотой маске" для них престижно. И для Театра Наций в том чисе, потому что это наш спектакль. И Театр Наций требует к себе пока внимания еще повышенного. Мы свой бренд еще формируем".

Юбилейная 15-ая церемония вполне может и сама вступить в спор за театральную премию, в несуществующей правда, номинации – легкость и лаконичность. Вряд ли кто вспомнит, когда еще церемония длилась чуть больше часа. И это притом, что только в одном случае жюри не присудило приз, так и не назвав лучшую мужскую роль в оперетте или мюзикле. Кстати, в этой же номинации, наверное, и главный сюрприз - "Маска" за лучший спектакль у "Конька-Горбунка" из МХТ. Можно с уверенностью сказать, что авторы постановки никак не рассчитывали на признание в такой категории.

Сразу две "Маски" уехали в питерский музыкальный театр "Зазеркалье". Отличилась и сама опера "Золушка", и ее дирижер Павел Бубельников. А вот лучшим композитором был назван признанный мастер - Родион Щедрин.

Родион Щедрин, композитор: "Когда-то мой коллега, великий немецкий композитор Шуман сказал, что художнику для жизни нужны только две вещи: воздух и похвала. "Золотая маска" - одна из форм похвалы, которая нужна в любом возрасте".

Главный триумфатор этого года – Диана Вишнева. У балерины сразу три "Маски", так и хочется сказать, что и за красоту и за движение - по аналогии с названием ее спектакля. Плюс - спецприз жюри.

Диана Вишнева, народная артистка России: "Сердце стучит сильно, даже не так, как перед выходом на сцену…"

В драме с небольшим перевесом лидирует Питер - здесь и лучший режиссер - Валерий Фокин, поставивший "Женитьбу" в Александринке, и лучший спектакль большой формы – это "Чайка" польского мастера Люпы, и лучший актер - Олег Басилашвили, получивший "Маску" за роль в "Дядюшкином сне".

Олег Басилашвили, народный артист СССР: "Я готов разделить ее и отдать, в первую очередь, художественному руководителю нашего театра – Темуру Чхеидзе, который около пяти месяцев кропотливо, с громадной самоотдачей, с долготерпением выстраивал внутреннюю жизнь каждого нашего персонажа".

Москва ответила прекрасной Полиной Агуреевой, сыгравшей в "Бесприданнице", и "Битвой жизни" Сергея Женовача в малой форме.

Сергей Женовач, режиссер: ""Битва жизни" - это была самый рискованный опыт студии".

Полина Агуреева, актриса: "Это приятно. Рамка очень красивая. Надо позвать мужчину, чтобы он прибивал гвоздь".

Какой сезон – такая и "Маска". Или даже какой официально-признанный театр в России – такова и главная его премия. Ведь, несмотря на всю критику, утверждение одного известного российского режиссера верно уже 15 лет. "Если дают "Маску" - ничего не ощущаешь, а если нет – вот тогда и начинаешь переживать".

Все материалы о фестивале>>>