20.04.2009 | 15:03

Вадим Юсов отмечает восьмидесятилетие

Привычный удел кинооператора - оставаться в тени кинорежиссера. Вадим Юсов – исключение из этого правила. Его имя известно не меньше, чем имена режиссеров, с которыми он работал. А это – Андрей Тарковский, Сергей Бондарчук и Георгий Данелия. По лентам, которые снял Вадим Юсов, студенты ВГИКа и других киношкол мира изучают азы операторского искусства. Сегодня мэтру отечественного кинематографа исполняется 80 лет. Рассказывают "Новости культуры".

Когда-то он и сам закончил главную кузницу отечественных кинокадров, теперь вот уже много лет кует новые. Поймать заведующего кафедрой кинооператорского мастерства можно только на ходу. В коридорах ВГИКа, в перерывах между занятиями. Вадим Иванович Юсов на интервью никак не соглашается, говорит, катастрофически нет времени. А будущими киномастерам объясняет: "Потерпите три минуты, сейчас эта съемка закончится".

Кстати, свои лекции Юсов не только запрещает снимать, но даже записывать на диктофон.

Сергей Мачильский, кинооператор: "В то, что мы смотрели у него в те годы, мы были безумно влюблены. Такое было отеческое у него к нам отношение, и я его любил, как отца".

Юсов так раскрывает профессию – говорит, что преимущество оператора в том, что он работает с разными режиссерами, а каждый режиссер – это свой мир.

В случае с Юсовым – это целые вселенные. Например, вселенная Тарковского. Дебют режиссера "Каток и скрипка" - для Юсова был уже вторым самостоятельным фильмом. За ним следующий - признанный шедевр "Иваново детство", дальше "Андрей Рублев" и "Солярис".

Удивительно все-таки, насколько разным мог быть Юсов. В какой-то период, фактически, чередуя работу с Тарковским и с Данелией. Кажется, ну, что может быть общего у картин Андрея Тарковского и звенящей черно-белой радостью ленты "Я шагаю по Москве". Но в этом тоже операторский талант.

Владислав Опельянц, кинооператор: "Посмотрите "Черный монах" и "Андрей Рублев"…эти два фильма. Они на разных полюсах стоят в плане изображения. Там тонкая точность. Т.е. человек знает конкретно, что он хочет от изображения, и он это умеет передать и показать зрителю".

Технически Юсов опередил время. Советские чиновники смотрели "Я шагаю по Москве" и спрашивали, как это удалось снять без вертолета. А когда Юсов с Бондарчуком снимали легендарную картину "Они сражались за родину", военные начальники, так прониклись к киноооператору, что подарили Юсову самолет, который тот не пощадил и снял в падении.

Владислав Опельянц, кинооператор: "Он работает в стиле классицизма. Если сравнивать с живописью – это абсолютный классицизм".

Другой известный ученик Вадима Ивановича Юсова - Сергей Мачильский - считает, что, скорее он работает, как художник Возрождения, по крайней мере, это касается кинопортретов.

Сергей Мачильский, кинооператор: "У него более мягкие, плавные, причем, контраст всей картины, может быть большой, но лица всегда выписаны у него мягким рассеянным светом. Он больше относится к портетам эпохи Возрождения".

Сложной работы не бывает, бывает интересная - это своего рода девиз Юсова. Перед своим юбилеем, он, как правило, сбегает из Москвы, чем доставляет головную боль всему ВГИКу, непонятно, когда чествовать, а без торжеств все равно не обойтись. Ведь сейчас, тот факт в биографии, что когда-то Вадима Юсова уволили с "Мосфильма" "за отсутствие способностей", звучит как неудачная шутка.

К юбилею Вадима Юсова телеканал "Культура" в 20:25 покажет художественный фильм "Черный монах", а в 21:50 в эфир выйдет программа из цикла "Острова".

Читайте также: К 80-летию кинооператора Вадима Юсова

Президент России поздравил Вадима Юсова с 80-летием