15.06.2012 | 19:42

Как сохранить школу лаковой миниатюры в Палехе?

«Россия – Германия. Сближение через искусство и народное творчество» – такова тема пресс-конференции, которая прошла сегодня в Москве в преддверии открытия перекрестного года культуры двух стран. Речь шла не только о будущих совместных проектах. Российские и немецкие специалисты пытаются привлечь внимание к состоянию уникального палехского промысла и найти способы возрождения исчезающей школы лаковой миниатюры. Рассказывают «Новости культуры».

Моника Коплин – настоящий подвижник. Именно от нее исходила инициатива по организации этого совместного проекта. В музее, которым она руководит, – богатейшая коллекция лакового искусства разных стран и эпох.

«Лаковое искусство в целом деградирует, и уровень Палехской миниатюры в опасности, – говорит Моника Коплин. – Сегодня все ограничивается лишь товарами для туристов. Поэтому я пришла к вашему министру культуры и предложила, во-первых, привезти к вам свою коллекцию, а во-вторых, организовать международную научно-практическую конференцию».

Это будет крупный симпозиум с мастер-классами и вовлечением художников не только из России и Германии.

«Мы преследуем несколько целей, – рассказывает заместитель директора по науке Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Андрей Кривошеин. – Первое – восстановление школы искусства лаковой миниатюре. Мы хотели бы раскрыть эту проблему гораздо шире и поднять ее на высокий уровень: и взаимодействие со зрителем, и взаимодействие со знатоками, экспертами, учеными в этой сфере».

Проблемы, связанные с Палехом, на симпозиуме, конечно, не решить. Но организаторы, прежде всего, хотят привлечь внимание государства. Внук иконописца и основоположника палехской школы Ивана Голикова охарактеризовал ситуацию как катастрофическую.

«Палех разрушается семимильными шагами, – считает представитель палехской школы Юрий Голиков. – Палешане лишились здания артели древней живописи, которую выкупили у государства основоположники. Это позор».

Разрушенная артель – одна из десятка проблем Палеха. Выпускники школы подготовлены плохо, качество самих работ невероятно снизилось, рынок заполонили подделки. Но главное – исчезла атмосфера, в которой создавались изящные произведения искусств. Навсегда утрачен опыт «подсадничества» – когда молодые художники работали под руководством старых мастеров. Удастся ли вернуть традиции, преодолеть разобщенность и возродить интерес к самобытному промыслу – совместный российско-германский проект вселяет на это надежды.