21.04.2009 | 15:00

Две книги о творчестве Киры Муратовой

Непредсказуемый, странный, парадоксальный, но всегда узнаваемый. Так говорят о кинематографе Киры Муратовой. Кто-то называет его авторским, кто-то использует определение "кино не для всех", но сходятся в одном – работы Муратовой не вписываются ни в какие жанры и эстетические течения. Попытки исследовать творчество одного из самых загадочных и противоречивых режиссеров нашего времени предприняли сразу два автора – киновед и философ. Каждый предложил свой взгляд на уникальный мир муратовских фильмов. Подробности – у "Новостей культуры".

Михаил Ямпольский в Москве – гость редкий. Живет и работает в Нью-Йорке. С другого континента он следит за российским кино, а Кира Муратова – любимый режиссер. Ямпольский исследует ее творчество, как философию. В результате изучения фильмов Муратовой и привычного Ямпольскому философского взгляда появилась эта книга – "Опыт киноантропологии". Главная тема которой – взгляд Муратовой на человеческую природу.

Михаил Ямпольский, философ, киновед: "Я не особенно анализирую киноязык, как эти фильмы сделаны. Потому что мне кажется, что самое интересное в фильмах Муратовой, самое странное, это мир, который она создает".

А Зара Абдуллаева, автор книги "Кира Муратова. Искусство кино", особое внимание уделяет необычным, гротескным образам.

Зара Абдуллаева, кинокритик, писатель: "Это отчасти так, потому что они незаурядные, кто бы ни был среди них, они незаурядные люди, но этот сдвиг для них такое же естество, как для нас самое что ни на есть рутинное проявление жизни".

Ямпольский убежден: в центре всех муратовских фильмов – человек, который не имеет сущности, и каждый раз создает ее для себя. Отсюда – и некая театральность героев.

Михаил Ямпольский, философ, киновед: "Мне кажется, что Муратова экспериментирует с человеком в том смысле, что она ставит его в разные ситуации, смотрит, как человек реагирует".

Кира Муратова, по мнению критиков, из фильма в фильм делает открытия, но не только в кино. В своей книге Зара Абдуллаева рассматривает ее творчество как поэтику визуального искусства в целом.

Зара Абдуллаева, кинокритик, писатель: "Ее радикальность заключается в том, что она снимает кино, как великую условность. Эта великая условность и есть, вообще говоря, открытие".

Ямпольский же считает, что главным достижением Муратовой стало детальное изучение человеческой природы.

Михаил Ямпольский, философ, киновед: "Я думаю, что ее способность иронически наблюдать человека и наблюдать его совершенно свободно, вне предвзятых формах, которые не связаны с какими-то традициями жанров, с традицией советского кино, например, делают ее совершенно уникальной фигурой".

Но в одном авторы исследований сходятся: творчество Киры Муратовой – это, прежде всего, философское осмысление мира.

Михаил Ямпольский, философ, киновед: "В одном из своих интервью она как-то сказала, что сама ощущает свое творчество как философское, что там есть какая-то философия, хотя это совсем не спекулятивная философия и не попытка претенциозно говорить о бытии".

Зара Абдуллаева, кинокритик, писатель: "Она, конечно, поэт по складу своего мышления, по ассоциациям, которые возникают в голове, в зрачке этого режиссера. И она, конечно, философ – не путать с занудностью, со скукой и так далее".

Она ловит зрителей на крючок привычных символов и тут же предлагает новые трактовки. Фильмы Киры Муратовой еще не раз станут предметом исследования.

Читайте также: Лариса Малюкова о Кире Муратовой