21.04.2009 | 16:38

Выставка "Мавзолей бунта"

"В современном российском искусстве наметилась отчетливая тенденция – создавать странные художественные объекты, которые находятся где-то между изобразительным искусством и несуществующим культом" - такими словами формулируют организаторы идею выставки "Мавзолей бунта". Их тезис иллюстрируют работы девяти молодых художников. Причем, для большинства авторов эта выставка - дебют. С двумя ее участниками - Сергеем Огурцовым и Алисой Иоффе - познакомились "Новости культуры".

Сергей Огурцов создает эфемерные памятники героям европейской интеллектуальной истории.

В пантеоне Огурцова всего восемь персонажей. Кроме Домаля - Арто, Батай, Хайдеггер. Это к его выражению - "язык - дом бытия" - отсылает общее название серии – "Домики бытия".

Сергей Огурцов, художник: "Дом, сделанный из книги, не может быть домом бытия, он только домик".

Проигнорировав уменьшительный суффикс, Анатолий Осмоловский отобрал "домики" Огурцова для выставки "Мавзолей бунта" и нашел для них внушительное название.

Анатолий Осмоловский, художник и куратор: "Уно-монументал – немонументальная структура. Книга, это такая вещь, которая разваливается".

От развала произведения Сергея Огурцова спасет философский фундамент. В видео с хайдегирианским названием "Горизонты события" – горизонт образуют идущие навстречу друг-другу люди. В другой работе - знаки бесконечности выписывают змейки сантиметров.

Если Сергея Огурцова занимает вопрос: как выразить пластически формы общих знаний, то Алису Иоффе – совсем другие материи. Вот она в мастерской машинной вышивки. Проверяет, как выглядят на черном льне узоры с денежных купюр.

Денежные узоры Алиса многократно увеличивает и повторяет, но со сбоем. В каждой полосе есть фрагмент, где узор распадается. Этот распад и выражает социально-критическую позицию художника. А собственно художническая оптика – в самом внимании к незначительным, мелким, но очень влиятельным знакам, что окружают нас в повседневной жизни.

Алиса Иоффе, художник: "На деньгах узоры, которые незаметны, но являются гарантией подлинности купюры".

В предыдущем проекте ее занимал узор, окаймляющий фотографию в паспорте. Как и денежные узоры, Алиса воспроизводила его вышивкой по ткани. А куратор выставки "Мавзолей бунта" Анатолий Осмоловский увидел в транспарантах Иоффе адекватное выражение коллективного бессознательного.