21.04.2009 | 20:21

Издание "Аста Давыдовна Бржезицкая"

«Аста Давыдовна Бржезицкая» — так называется первая книга из серии «Мастера советского фарфора». Богато иллюстрированная монография вышла в свет, чем существенно дополнила представление о наследии известного скульптора. Творческая жизнь этого удивительного художника была неразрывно связана с Дулевским фарфоровым заводом. Здесь Аста Бржезицкая создала около пятисот скульптур, многие из которых хранятся в Эрмитаже, Русском Музее Петербурга и музее имени Врубеля в Омске. Именно там и познакомились со знаменитым «фарфоровым народцем» «Новости культуры».

Музейные книги отзывов, афиши многочисленных выставок и почти два десятка работ. О каждой из этих скульптур хранителю фонда керамики Людмиле Ведерниковой автор рассказывала лично. Многое сибирскому музею презентовала.

Иван Гольский, сотрудник Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля: «Этот экземпляр расписала сама Аста Давыдовна. Здесь есть подпись, кто это, и авторская монограмма "АБР". В ней тоже проявляется искренний юмор».

Один из сюжетов она подглядела однажды в одной из провинциальных бань. «Мой ребенок такой нервный», - объясняла своей соседке рев малыша, которому в глаз попало мыло, дама кустодиевской наружности. Бржезицкая скульптуру так и назвала, а позже черты нерадивой мамаши обрели образ Леды – возлюбленной Зевса. В ее скульптурах стихи Пегасу читает Белла Ахмадулина, в цесарке красногрудой читается шарж на Ростислава Плятта, другое ее произведение показывает, какими в «Тартюфе» она увидела Вертинскую и Калягина.

Борис Коников, директор Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля: «В числе ее друзей были выдающиеся деятели культуры. Она сыпала именами своих знакомых, и тут я робел».

«Хорошо работаешь, красиво, остроумно, изобретательно и весело», - сказал однажды один из рабочих Дулевского фарфорового завода Асте Бржезицкой.

В ее портретной галерее – исторические деятели прошлого и современники художницы. За полвека работы на заводе Бржезицкая создала более пяти сотен образов. По госзаказу в серийное производство уходили передовики производства и активисты села, а по велению души рождались чеховская «Дама с собачкой» и композиция «Пушкин. Последние дни», обретая прописку в крупнейших музеях мира и становясь семейными реликвиями.