22.04.2009 | 14:20

Москва знакомится с шедевром Андреа Мантеньи

Отношение к прибывшему в Москву старинному изображению "Святого семейства" - почтительное, даже трепетное. Для него созданы идеальные, почти домашние условия, как если бы картина Андреа Мантеньи не переместилась за тысячи километров. В российских музейных фондах нет полотен этого великого художника, а потому это не только выставка шедевра, это и знакомство с мастером раннего Возрождения. "Новости культуры"
- из Музея Изобразительных искусств имени Пушкина.

Больше пятидесяти лет назад Ирина Антонова точно также открывала полотно Андреа Мантеньи для советских зрителей. В то время она была экскурсоводом, а не директором.

Ирина Антонова, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина: "Через 54 года она снова вернулась в наш музей. Когда-то она здесь находилась в течение 10 лет, вместе с другими сокровищами Дрезденской галереи".

Во время второй мировой войны коллекция дрезденской картинной галереи впервые оказалась в Советском Союзе. В том числе и "Святое семейство" Андреа Мантеньи. В 55-м году правительство СССР вернуло всю коллекцию в Дрезденский музей, предварительно отреставрировав за собственный счет. Вместе с другими картинами вернулось в Германии и полотно Мантеньи. Сегодня Дрезденский музей возвращает долг вежливости. Перед картиной Мантенья снова очередь. Из знаменитостей.

Белла Ахмадулина, поэтесса: "когда ты видишь это, понимаешь, что только это и значительно и спасительно в мире".

Борис Мессерер, народный художник России: "Тончайшая живопись. Это видно сразу. Словами это трудно определить. Тонкость живописного подхода и изящество мысли".

"Святое семейство – традиционный сюжет для итальянской живописи эпохи Возрождения, но Мантенья решает его по-своему.

Татьяна Прилуцкая, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина: "Здесь встречаются две очень важные темы вообще для искусства Возрождения: с одной стороны, совершенства, гармонии и красоты жизни, которая воплощается в образе Мадонны и младенца, а для Мантеньи это не была тема, изолированная от полностью противоположенного размышления – о страдании, о смерти, о трагедии жизни".

На свитке Младенца Иоанна Крестителя надпись на латыни: "Се Агнец Божий". Характерная деталь. Фигуры Святых Иосифа и праведной Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, искусствоведы полагают, что это именно они, как будто высечены из камня. Мантенья увлекался историей древнего Рима и старался придавать персонажам на своих картинах сходство с древнеримской скульптурой, за что его часто упрекали. Мантенья был придворным художником герцогов Гонзага. Не исключено, что и эту картину он написал по их заказу.
Выставкой шедевра Андреа Монтенья обмен между Москвой и Дрезденом не ограничится. Осенью в дрезденскую картинную галерею отправится картина из собрания Пушкинского музея. Нетрудно догадаться, что это будет тоже "Святое Семейство". Автор –
итальянец Аньоло Бронзино.

Читайте также: "Святое семейство" Мантеньи прибыло в Москву

В Москву привезли картину "Святое семейство" Андреа Мантеньи