22.04.2009 | 16:17

О реставрации старинных клавишных инструментов

Еще совсем недавно клавесины и хаммерклавиры считались такой же экзотикой, как зурна, вина или гусли. Их воспринимали как атрибуты музыкальной истории, место которым - в музее. Но в последнее время старинные инструменты обрели новую концертную жизнь. Аутентичное звучание сейчас в моде. Тимур Гафитулин – человек уникальной профессии. Он специалист по ремонту и реставрации старинных клавишных инструментов. Учился в Бельгии, Голландии и Германии, а теперь у него своя мастерская при Московской консерватории. Один день с мастером и его музыкальными раритетами провели "Новости культуры".

Тимур Гафитулин не знает, что такое календарный выходной. Воскресенье нередко бывает едва ли не самым тяжелым днем. Это воскресенье началось в Царицыно, там концерты старинной музыки - не редкость.

Клавесины были в моде в XVII – XVIII веках. Сейчас изготавливают не только точные копии старинных, но и делают современные клавесины. Корреспонденту "Новостей культуры" показали клавесин, сделанный в Германии всего пару лет назад. От него еще пахнет свежим деревом.

Тимур Гафитулин, мастер-реставратор старинных клавишных инструментов: "Европейские производители не досушивают до конца дерево. У 90 процентов инструментов, которые попадают в Россию, сразу лопаются деки. На этом уже есть микротрещины".

Зато у этого клавесина более совершенная современная механика, что упрощает работу с ним. Специалисты заметят, что из-за этого звучание у инструмента чуть жестче, но для больших залов это и не плохо.

Чтобы инструменты звучали, их надо не только настраивать, но и реставрировать. В мастерской своей очереди ждут клавесины, хамерклавиры, клавикорды. Например, столообразный клавир второй половины XIX века.

Тимур Гафитулин, мастер-реставратор старинных клавишных инструментов: "Ножки сгнили, крышка разломана, но механика живет, будем делать, чтобы студенты занимались".

Другому инструменту просто не хватает одной педали.

Тимуру Гафитулину приходится делать всю черновую работу, чтобы, в конце концов, инструмент предстал во всей красе. Внешнему виду инструментов в XVIII веке придавали огромное значение. Хотя для музыкантов важнее звучание.

Тимур Гафитулин, мастер-реставратор старинных клавишных инструментов: "Самое сложное - добиться звучания, которое должно быть. А какое оно должно быть, никто не знает. Занимаешься научно-исследовательской работой, либо в Европе сохранившиеся инструменты слушаешь".

Работой Тимур Гафитулин обеспечен на много лет вперед. А еще вынашивает наполеоновские планы – делать собственные клавесины. Ведь европейские плохо переносят сухой российский климат.