22.04.2009 | 20:15

К 100-летию Дмитрия Мочальского. Выставка в Третьяковке

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась первая ретроспективная выставка, посвященная творчеству Дмитрия Мочальского - "Романтик соцреализма". Выставка открыта к 100-летию со дня рождения художника. Здесь представлено полсотни живописных работ известного живописца и графика из собраний Третьяковской галереи и частных коллекций. Народный художник СССР, лауреат государственных премий оказался в эпицентре многих исторических событий, о чем свидетельствуют его полотна - "Они видели Сталина", "Победа. Берлин. 9 мая 1945-го", "Целинники". Да и контекст выставки оказывается намного шире, чем просто рассказ о творчестве признанного классика соцреализма. Рассказывают "Новости культуры".

Его жизнь сложилась удачно, у Мочальского проходили персональные выставки и в советское время. Его картины теперь находятся в коллекциях сорока музеев России и стран СНГ, в том числе в Третьяковке и Русском музее.

Еще совсем недавно отмечать юбилеи художников советского времени было не актуально. Да и сам термин "соцреализм" казался негативным и пафосным. Ранний период творчества Дмитрия Мочальского попал на время, когда все эксперименты в искусстве были позади, и началась борьба с формализмом. Но у художника были замечательные педагоги: Кузьма Петров-Водкин и Александр Савинов, оказавшие на художника большее влияние. Художника, в первую очередь, интересовало именно качество живописи, хотя сюжеты отражали реальную действительность.

Ирина Лебедева, замдиректора Третьяковской галереи: "Тема вполне в духе времени. Но сама живопись Мочальского, она очень часто не укладывается в те нормативы, о которых мы говорили. И конечно, он не был так сказать парадным художником".

Дмитрий Мочальский не писал заказных работ. Все, что он ни делал, шло от души. Он неоднократно бывал на целине и изображал тех, кто осваивал ее просторы, он искренно верил в лучшую жизнь. Для художника главным было передать человеческие взаимоотношения, просто и без ложного пафоса.

Мария Бодрова, куратор выставки "Романтик соцреализма": "Многие художники ездили на целину. Но только у Мочальского она получилась так, что эта серия работ стала воплощением эпохи".

В 1961 году Дмитрия Мочальского выбрали председателем московской секции Союза художников. И это, несмотря на то, что он был беспартийным. Но художник пользовался огромным авторитетом у своих коллег. Год спустя, когда отмечали 30-летие МОСХа, в Манеже открылась юбилейная выставка. На ней решено было показать работы художников, которые в советское время были под запретом: Кузнецов, Древин, Фальк. Выставку посетил Хрущев, и именно Мочальскому пришлось сопровождать его по залам.

Андрей Мочальский, сын Дмитрия Мочальского: "У картины Фалька Хрущев стал спрашивать, что это за мазня. Отец сказал, что это не мазня, что он стоял у истоков МОСХа, Хрущев начал вникать. Но на утро газеты раструбили, что Хрущев ругал Фалька, а народ спрашивал, где здесь "обнаженная Валька", вместо "Обнаженная" Фалька".

Дмитрий Мочальский требовательно относился не только к себе, но и к своим ученикам. Он предлагал осваивать им искусство старых мастеров, и они восприняли уроки учителя. Среди его учеников - Стожаров, Андронов, Булгаков.