24.04.2009 | 15:09

Актуальное искусство Европы показывают в Москве

От видеоарта и экспериментального кино – до современного танца и замысловатых перфомансов. Актуальное искусство Европы представляет в Москве французский культурный центр Мон д’Овр (Mains d'Oeuvres). Он расположен в пригороде Парижа, в здании бывшего завода автомобильных запчастей. В российской столице его показы проходят в рамках проекта "Фабрики воображения – новые территории культуры", который объединяет центры искусств, возникшие на месте бывших промышленных зон. "Новости культуры" отправилась в арт-центр "Актовый зал", чтобы поближе познакомиться с участниками проекта и их работами.

Что происходит на экране – понять сложно. Даже через 8 минут, когда закончится фильм. Хотя канадский режиссер Ричард Керр вроде бы и названием картины намекнул – это же "Бомбардировка, порт жемчужин". Но догадаться, что это отрывки из фильма "Перл Харбор", практически невозможно. Так режиссер их обработал. Или вот – еще одна загадка. Здесь на протяжении уже целых 12 минут то что-то черное мелькнет, то белое. Оказывается – так кожа соприкасается с кинопленкой.

Елена Тупысева, директор Агентства ЦЕХ: "Фильмы, которые на стыке разных жанров, иногда это и документальное, и игровое, иногда просто кино без слов".

Экспериментальные фильмы – из архива центра Мон д’Овр. Каждый год архив проводит фестиваль под названием "Другое кино". Фильмы - без сюжета, без диалогов, а один и вовсе – без названия.

На самой площадке Актового зала – тоже танец, но уже совсем другой. Словно танцовщица, Синди Ван Акер решила поставить эксперимент и узнать – на что способно ее тело. Каждый день – пятичасовые занятия йогой, ее подготовка к спектаклю – множество проводов вместо грима и костюма. Каждый соединен с музыкальным инструментом. При движении танцовщицы возникает импульс на мышцы. И получается, что сама музыка управляет ею, а она – такой же заряд отдает взамен.

Спектакль под названием "Тела. Четыре ноля" представлял Швейцарию на Венецианской биеннале в 2005-м, и прославил Ван Акер в европейских странах.

О ней самой известно не так много, Ван Акер никогда не дает интервью, считая, что за нее все скажет язык тела. Но известно, что легенда экспериментальной хореографии когда-то все же танцевала на пуантах.

Несколько жанров попробовал и Паскаль Джордано, пока не остановился на одном – экспериментальном. Репетиции ему теперь не нужны.

Паскаль Джордано, танцовщик (Франция): "Мой спектакль – физически не сложный, в нем много импровизации и, наверное, самая главная подготовка – это умение сконцентрироваться, настроить себя на нужное состояние, да, и еще важно - во время танца не думать совсем ни о чем".

Движения Джордано на полу создают рисунок. Все это вместе - свет, музыка и танец – "Сава-Сава", так называется спектакль. По-японски – звук листьев на ветру. Спектакль хоть и отработан до мелочей, но все равно - везде получается по-разному. Ведь и ветер, что колышет листья, тоже – не всегда дует одинаково.

Читайте также: Лейла Гучмазова о современном танце