24.04.2009 | 16:15

Что происходит в Музее декоративно-прикладного искусства в выходной день?

Экспозиция в столичном Музее декоративно-прикладного и народного искусства меняется едва ли не еженедельно. Причем, почти каждую выставку сопровождает мастер-класс художника. Но сегодня – в пятницу – в музее выходной. Правда, "отдохнуть" в этот день могут только экспонаты – но не сотрудники. "Новости культуры" продолжают серию материалов о том, что происходит в крупнейших музеях столицы, когда их двери закрыты для посетителей.

Это у других пятница – укороченный день. А за музейный выходной надо столько всего успеть, что глаза разбегаются! Поэтому сотрудники радуются, если удается разойтись до полуночи.

Юлия Демкина, сотрудник музея: "Пока мы не сделаем эту выставку, мы не уйдем. Потому что завтра придут посетители. Все должно быть. Мы же не можем на публике носить, вешать, таскать лестницы, катать витрины".

На место старому приходит новое. Монтировать выставки предстоит каждую неделю. Проект у музея такой – по выходным устраивать смотр новых шедевров. С обязательным мастер-классом от автора. Вот и меняют шерстяные гобелены на стеклянные витражи.

В зале постоянной экспозиции – целое событие. Музей принимает в дар новый экспонат – гобелен художницы Сании Юрченко.

Год работы художницы, скрепленные подписями документы, - и теперь этот гобелен навсегда останется в музее. Будет представлять нашу эпоху в будущем.

Сания Юрченко, художница: "Они все-таки выбрали самую лучшую работу. У меня тут выставка проходила, и они сказали: "Не то, а вот это!""

Выходной день – время не только подарков, но и консилиумов научных сотрудников. Недавно они решили, что теперь экспонаты будут располагаться в экспозиции независимо от их возраста.

Маргарита Баржанова, директор музея: "Мы хотим показать развитие, например, фарфора. Когда будет представлен зрителю только фарфор, периоды развития фарфора с XVIII века до сегодняшнего дня".

Плюс, шаг в сторону наглядности – все экспонаты открыты. Кстати, о шагах. Сегодня тот единственный день, когда строгое музейное правило – на шаг не подходить к подиуму – не работает.

Проверка состояния экспонатов. Есть те, которые нужно привести в порядок перед показом. Например, молочник XIX века, потерявший ручку. Но он обязательно попадет на выставку!

Галина Васильева, реставратор: "Когда склеится – каких-то фрагментов может не хватать. Т.е. какие-то сколы придется восполнять полимерной массой. Обычно золотим сусальным золотом".

Здесь же блюдечко с глазурной каемочкой – запылилось и потемнело. Глазурь – тонкий слой стекла, и очищать его надо только спиртовым раствором. Такая вот еженедельная профилактика.

Плановой проверке подвергаются и ткани. В одном из залов все силы – на борьбу с пылью. Шали начала XIX века – ручная работа, и ухаживают за ними соответственно, вручную.

Светлана Исраелова, сотрудник музея: "Ткани должны периодически отдыхать, т.е. они не могут долго находиться в экспозиции, т.к. происходит деформация, выгорание".

Ткани больше других подвержены неприятностям. В том числе – летающим.

Наталия Ануфриева, художник-реставратор: "Если мы заметили каких-нибудь бабочек, мы обращаемся к людям, которые могут с ними бороться"

А пока бригада спасателей от моли едет, хранители открывают святая святых – фонды. С деревянной утварью позапрошлого века будут работать студенты Академии живописи, ваяния и зодчества. Так, в выходные дни создаются новые шедевры.