27.04.2009 | 12:17

Выходной в Московском Политехническом музее

Московский Политехнический музей хранит более 160-ти тысяч предметов, объединенных в сто пятьдесят коллекций по всем направлениям науки и техники. Собрание такого масштаба требует особых забот – тем более, что речь идет не только о крупнейшем техническом музее страны, но и об одном из старейших в мире. Поэтому традиционный "выходной понедельник" в Политехническом – день самой напряженной работы для всех его сотрудников. "Новостям культуры" удалось понаблюдать и за "генеральной уборкой" залов, и за реставрацией уникальных экспонатов.

Выходной день – день борьбы с пылью, злейшим врагом всех экспонатов. Для Политехнического музея это особенно актуально: здание в самом центре города. Кроме того, серные соединения в воздухе создают кислотную среду. Она медленно, но верно, способствует коррозии. Такие тонкие механизмы, как часы, к вредным атмосферным влияниям особенно чувствительны.

Владимир Хрущев, сотрудник Политехнического музея: "В чем моя работа, чтобы все было в рабочем состоянии, заводим. Пыльно, хоть и убираем".

Для Владимира Алексеевича выходной – возможность от рутинных дел перейти к творчеству – реставрации механизмов – старинных и не очень. Сейчас он дает вторую жизнь часам, с которыми познакомился еще в детстве, – видел их на прилавке магазина в Столешниковом, куда ходил с родителями. И вот четыре года назад они оказались в музее – в руках у него, уже опытного часовых дел мастера.

Владимир Хрущев, сотрудник Политехнического музея: "Часы изображают из себя паровой молот. Это котел, это молот. Здесь должен быть трубопровод и манометр. Буду восстанавливать все".

Валентин Андреевич Лебедев тоже спешит проведать свое детище. Когда-то его пригласили в музей, чтобы "вылечить" робота-экскурсовода по прозвищу Сепулька. Он поменял систему его управления – с радио на инфракрасную, а заодно сменил и место своей работы – из НИИ перешел в Политехнический. Теперь каждый выходной проведывает Сепульку. Поправляет фотодатчики, обеспыливает.

Но главная гордость Валентина Андреевича – самый молодой отдел музея – коллекция музыкальных и занимательных автоматов с программным управлением. Все – в рабочем состоянии. Включая центральную достопримечательность – Птичку в клетке, она когда-то принадлежала Матильде Кшесинской.

Но сегодня объект внимания мастера – шкатулка швейцарского происхождения середины XIX века. Она играет, но барахлит механизм регулировки скорости.

Валентин Лебедев: "Сейчас в нашей мастерской подрегулируем, может, что-то придется заменить. Это самый тонкий механизм по устройству, по работе. Самые незначительные загрязнения вредят".

Спустя полчаса – все в порядке.

Чем больше механизм, тем больше беспокойства и выдумки требуется от специалистов. Трофейный мотоцикл Д-Рад, или первый автомобиль СССР - ГАЗ-А - хоть сейчас могут выехать на дорогу. Но реставраторы знают: сильные эмоции этим раритетам противопоказаны. Каждый выходной – обработка специальными составами, иногда по индивидуальной рецептуре.

Владимир Смирнов, реставратор: "Здесь все продувается, обмывается. Сейчас есть компрессоры, полировка".

В подвалах старинного здания – реставрационные мастерские. Здесь - и старинная швейная машинка, и механическое пианино. В каждом предмете есть что-то ценное, считают специалисты. Главное - это увидеть.