27.04.2009 | 13:23

Мини-фестиваль "Современное польское кино"

Апрель в Москве проходит под знаком польского кинематографа. Ежегодный фестиваль "Висла" представил столичным киноманам панораму всех жанров нового польского кино – от артхауса до коммерческой продукции. Организаторы еще одного экспресс-форума предложили свой взгляд на авторские ленты последних лет. В советские годы польское кино было для отечественного зрителя своего рода "окном в Европу". Кшиштоф Кесьлевский, Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси учили нас иному взгляду на мир. Готовы ли молодые кинематографисты развивать традиции великих мастеров? Программу мини-фестиваля "Современное польское кино" изучали "Новости культуры".

Когда в 1970-ом на экраны вышел фильм Анджея Вайды "Пейзаж после битвы", киноманы были шокированы. Освобождение концлагеря…под музыку Вивальди! Теперь нестандартное решение польского режиссера вписано в историю мирового кинематографа. А вот сегодня классическая музыка в польском кино – почти экзотика. Чаще звучат другие мелодии, например, открытие смотра сопровождал джаз.

Фестиваль польского кино неслучайно открылся джазовым концертом. Джаз – излюбленное музыкальное направление современных режиссеров. Хотя и не единственное.

Ивона Анна Славински, кинокритик(Польша): "Вы упомянули картину Анджея Вайды с музыкой Вивальди – это, конечно, канонический пример, которому современные режиссеры не спешат следовать. В последнее время все большее влияние на кинематограф оказывает популярная музыка. Обращение к классике в кино – большая редкость".

Редкость для нового поколения польских кинематографистов и обращение к истории. Кроме, конечно, документалистов. Мастера игрового жанра полностью сосредоточены на дне сегодняшнем.

Тадеуш Рубельски, кинокритик(Польша): "Показывать нынешнюю Польшу, нынешнюю ситуацию, жизнь в Польше, культуру, все проблемы обыкновенных людей".

Судя по фестивальной подборке, главная из них – одиночество. Как с ним справиться, каждый из героев решает по-своему. Шестилетний Стефек в фильме "Штучки", чтобы сблизиться с отцом, устраивает несколько мелких происшествий. А юный герой картины "Я есть" заводит дружбу с девочкой по соседству. Шесть фильмов - шесть историй, противоречивых, сложных и очень "авторских". Увы, не самая привлекательная афиша для массового зрителя.

Тадеуш Рубельски, кинокритик(Польша): "Большинство зрителей в Польше, к сожалению, ждет нормального, веселого, жанрового кино".

Ивона Анна Славински, кинокритик (Польша): "Найти общую доминанту во всех этих фильмах непросто. Пожалуй, главное, что объединяет режиссеров, – оригинальный взгляд на мир".

И оригинальный подход к выбору актеров. Режиссер картины "Мой Никифор" Кшиштоф Краузе в роли старого художника увидел, как ни странно, женщину. Кстати, за своего Никифора актриса Кристина Фельдман уже получила несколько наград на различных кинофестивалях. На мировых форумах новое польское кино оценивается достаточно высоко – и это внушает оптимизм, которого на самом экране не так уж и много. Хотя у некоторых критиков – другое мнение.

Тадеуш Рубельски, кинокритик(Польша): "Если бы вы меня спросили об этом пять лет назад, я бы сказал – конечно, пессимизм. Но это поменяется теперь. Это может быть горькая радость, но радость".

Ежегодно в Польше снимается порядка 60-ти новых фильмов. Это в два раза больше, чем пять лет назад. Когда количество перерастет в качество, пока неясно. Но для массового зрителя это, наверное, и неважно. А для ценителей авторского кино хотя бы несколько достойных картин в год – уже неплохой показатель.

Все материалы о польском кино 2009 >>>