18.06.2012 | 10:31

В Барселоне появился российский арт-городок

В этом году Премию Кандинского в области современного искусства вручили в пятый раз. Как известно, она направлена на поддержку российских актуальных художников и повышение их авторитета в мире. Работы финалистов Премии с успехом выставлялись в Москве, Риге, Берлине, Лондоне. Принять яркие амбициозные проекты из России теперь настала очередь Барселоны. Города, который прекрасно разбирается в авангардном искусстве. Рассказывают «Новости культуры».

Испания – страна, которая подарила миру куда меньше ученых и политиков, нежели поэтов, художников и музыкантов. В Барселоне родился и вырос Хуан Миро. Пикассо переехал жить сюда, когда ему исполнилось 14 лет. Здесь творил Антонио Гауди. Чтобы увидеть его архитектурные шедевры и купить сувенир с изображением грандиозной Саграды Фамилии, тысячи туристов ежедневно приходят в центр города.

Рамбла – это душа современной Барселоны. Не прогуляться здесь равносильно тому, как побывать в Москве и не пройтись по Арбату. Сами каталонцы делят улицу на пять частей – у каждой свое название и достопримечательности. На Ла Рамбла де Санта-Моника кипит культурная жизнь. Вокруг музыканты, художники и артисты – мимы – живые скульптуры, которые превращают путешествие по улицы в настоящее приключение.

Одна из частей улицы названа в честь женского монастыря Святой Моники. В одном из старейших зданий Рамблы расположился центр искусств, где нет постоянной экспозиции. Двери Святой Моники открыты для художников со всего мира. В этом году здесь принимают гостей из России – лауреатов Премии Кандинского.

«Мы наблюдали, как монтировались экспозиции, как рождались эти художественные образы – через поэзию, юмор, парадокс, радикализм, – говорит директор Центра искусств «Санта Моника» Виценц Алтаио. – У каждого художника – свой уникальный язык».

Ретроспектива в стенах Санты Моники собрала все лучшее за пять лет существования премии. Архитекторы отказались от упорядоченности, дав зрителю возможность оказаться «В полном беспорядке» – так и назвали выставку.

«Первый этаж представлен работами иррациональными, метафизическими, здесь чувствуется метафизическая составляющая серьезная, – рассказывает организатор Премии Кандинского Шалва Бреус. – Второй этаж – это радикально-акутальное искусство, более заточенное на злобу дня, а третий этаж – это взаимодействие сакральных значений и художника и человека».

Тема хаоса давно интересует творческий дуэт «Миш-Маш». Инсталляция художников – ситуация знакомая каждому – «Забыл куда ключи положил». Четыре, на первый взгляд, одинаковых письменных стола с разбросанными вещами, где каждая – символ.

«Сначала у нас была придумана женская работа, то есть забыла куда ключи положила, но она гораздо более многодельная, поэтому здесь для выставки пришлось выполнить мужской вариант этого бардака, – рассказывают художники Михаил Лейкин и Мария Сумнина. – Здесь есть такая магическая сторона о повторении неповторимого, с другой стороны, что уникальности возможно не существует».

Николай Полисский в Каталонию приехал со своим материалом – из деревни Николо-Ленивец. Многометровое сооружение сложено из березовых веток, скрученных в снопы. Попадая внутрь, зритель оказывается в пространстве, где включается и осязание, и обоняние. Свежий березовый запах сразу привлек барселонских бабочек.

«Получился такой вполне себе готический портик и это конечно связано с Гауди, потому что он тоже использовал природную форму, поэтому мы сделали такой обобщенный образ здесь в Барселоне – в миниатюре», – говорит Николай Полисский.

Пятиметровый Фонтан Ирины Кориной соседствует с ее же инсталляцией «Показательный процесс». На нее у художницы ушло больше всего сил и времени. Это был настоящий прорыв – рвущийся наружу разноцветный пластилин сдерживает грубая металлическая решетка – метафора энергии борьбы и протеста. На каждой выставке Корина лепит все заново.

«Это каждый раз меняется в зависимости от того, что это за помещение, что за пространство что за материал, – отмечает художница. – Совершено разный пластилин, да это местный плстилин, у него совершенно другие цвета, другие свойства, такой процесс, как работа в мастерской, только в новом пространстве».

После выставки инсталляции разберут – они исчезнут навсегда. Художники к этой процедуре относятся спокойно и уверяют – это все же преимущество актуального искусства. Ведь творить можно в любой точке мира, и каждый раз заново.