29.04.2009 | 11:20

Французский поэт электроники Франсуа Парис в Москве

Музыковеды и меломаны никогда не устанут спорить о том, зачем композитору компьютер. Всех желающих составить собственное мнение по этому вопросу сегодня ждут в Рахманиновском зале консерватории, на вечере Франсуа Париса. Одного из лидеров французской "спектральной школы" представляет в России ансамбль "Студия новой музыки". Сегодняшний концерт-портрет должен дать наглядное представление о влиятельном направлении европейского музыкального поставангарда, кредо которого – эксперимент со звуком. Рассказывают "Новости культуры".

Музыкальный портрет Франсуа Париса – композитор Владимир Тарнопольский договорился с маэстро о московском концерте уже шесть назад, но у Париса просто не находилось времени. Наконец, добравшись до России, Франсуа Парис представляет себя во всей красе. Сначала прочитал лекцию для студентов. "Когда вы пишите музыку, вы выбираете какое-то решение, но при этом теряете альтернативное решение", – поясняет он.

Звучит не оптимистично, зато прагматично и аргументировано. Франсуа Парис никогда не рассказывает о технологиях – только о понимании творчества. "Я всегда встаю в тупик перед встречей с молодыми композиторами. Думаю, что у них очень много идей и очень мало опыта, и нужно помочь им трансформировать эти идеи в ноты", – говорит композитор.

На примере математических формул Парис показывает, как он сам трансформирует свои идеи в ноты. Перейдя к наглядности, композитор переключает внимание на балет "Бешеные". Когда он писал музыку, думал о землемерах, которые мерят город шагами. Гуляют, не разбирая пути, пока, наконец, не поймут, что все эти городские путешествия смахивают на сумасшествие.

Из-за сложности постановки этот балет в Москве не увидят, зато услышат музыку к немому фильму поэтического реалиста Жана Виго "По поводу Ниццы". Сам Виго не любил Ниццу, но танцовщиц и праздный и богатый город в 1930 году все-таки снял, причем весьма поэтично. Франсуа Парис, живущий в городе на Лазурном берегу и возглавляющий там один из шести французских центров электронной музыки, долго решал, быть или не быть диалогу с Виго.

"Когда я посмотрел этот фильм, я подумал: нужно отказываться от этой работы, ведь я очень люблю Ниццу. Но потом решил: зачем? Ведь это так интересно быть комментатором фильма, вступить с ним в контрапункт", – говорит Парис.

Ансамблю "Студия новой музыки" пришлось нелегко. Партитура выверена по секундам. Малейшее замедление или ускорение – и картинка с музыкой пойдут разными путями. Кроме того, стоит учитывать сложности партитуры.

Сам Франсуа Парис сидит чуть в стороне, не вмешиваясь в процесс репетиций, и, как истинный француз, получает удовольствие. Его музыку Владимир Тарнопольский считает истинно французской, потому что в ней сильно чувственное начало, а не отвлеченная концепция. "Мы очень идеологизированны. Мы воспринимаем не, собственно, красоту музыки, не материю искусства, а те идеи, которые художник вкладывает в произведение. Вот именно этому я хотел поучиться", – признается Тарнопольский. А еще составить музыкальный портрет Франсуа Париса – французского поэта электроники.