29.04.2009 | 12:18

Александр Гаврилюк: "Личность артиста передается через музыку"

"Солист мирового класса, играющий на пределе возможностей" – такой похвалы удостоился пианист Александр Гаврилюк от сурового критика "New York Times". Мировая музыкальная пресса пишет о нем с 1999 года. Тогда тринадцатилетний виртуоз стал победителем Международного конкурса имени Владимира Горовица в Киеве. Сейчас Александр Гаврилюк – желанный гость на лучших площадках мира, а на сцену Московской консерватории он выходил лишь дважды. Впервые – в 2007 году, а в другой раз – совсем недавно. Рассказывают "Новости культуры".

За несколько часов до начала концерта в Большом зале Московской консерватории Александр Гаврилюк лично следит за настройкой рояля, на котором предстоит играть. Так сложилось, что имя этого пианиста гораздо больше известно на Западе, нежели в России. Музыкальные критики хором поют ему дифирамбы, а известные артисты привлекают к совместной работе. Вот только самые ближайшие планы музыканта: "Записи всех концертов Прокофьева с Владимиром Ашкенази в Сиднее и исполнение их. Затем мы будем играть с Михаилом Плетневым концерты Прокофьева и оба концерта Шопена. К моему счастью, у меня становится все больше концертов в России. У меня будет в этом году тур по России с Владимиром Спиваковым", – рассказывает исполнитель.

Карьера Гаврилюка – пример огромного труда, помноженного на потрясающее везение. Он покинул Украину и не прогадал, переехав в Сидней. Пианист почти сразу же начал играть в лучших залах Австралии, а после триумфальной победы на престижном конкурсе имени Артура Рубинштейна ему предоставили свои сцены все концертные залы мира. "Как ни странно, я наиболее сильно привязан к России и к русской культуре. Все-таки я воспитывался на русской литературе, на русской музыке", – признается пианист.

Александр признается, что ближе всего ему музыка Сергея Рахманинова. Ее отзвуки он слышит везде, даже когда прогуливается по московским улицам под звон колоколов. Несмотря на фантастически успешную карьеру, в судьбе пианиста не все было гладко. "У медали всегда две стороны" – любимая поговорка Гаврилюка. Несколько лет назад в Австралии он попал в тяжелейшую автокатастрофу. Ему с трудом удалось восстановиться. "Хотелось бы верить, что в жизни музыканта счастье иметь некоторое несчастье. Может быть, немножко глубже познается музыка, приходит некоторое понимание с других сторон", – говорит Гаврилюк.

Он доказывает эти слова своей игрой. Гаврилюку одинаково хорошо удается исполнение лирической, второй части сонаты Моцарта и невероятно техничных Вариаций на тему Паганини Брамса.

Для московской публики Гаврилюк – темная лошадка, однако его концерт собрал полный зал. Пришли даже известные музыканты. Наверное, не зря критики его называют вторым Владимиром Горовицем. Правда, сам музыкант не любит себя ни с кем сравнивать. "Радость искусства в том, что личность артиста передается через музыку. Можно сравнивать какие-то интерпретации, но мне кажется, каждая личность – это особая история, особая линза, через которую можно увидеть музыку", – замечает музыкант.

Александр Гаврилюк производит впечатление человека, в хорошем смысле, старомодного. Даже обороты его речи похожи на те, которые использовали сто лет назад. Не зря его любимые писатели – Толстой и Чехов. Тем удивительнее то, как музыканту удается выживать в жестокой среде артистического менеджмента.

"Да, работа с менеджерами, с агентами очень тяжела. Сегодня сложно найти человека, который бы отвечал принципам и морали, которые были двадцать-тридцать лет назад. Сегодня много основано на деньгах, на каких-то более земных целях", – говорит Гаврилюк.

В наши дни принято не доверять международным конкурсам и вообще меньше обращать внимание на регалии. Однако судьба Александра Гаврилюка – это удачное исключение. В его жизни именно конкурс и внимание коллег по цеху сыграли решающую роль.