30.04.2009 | 11:39

"Летучая мышь" в "Новой Опере". Исходный вариант

Месть, маски, интриги и неизменный венский вальс. Версию самой репертуарной оперетты Иоганна Штрауса "Летучая мышь" представляет "Новая Опера". Премьера состоится сегодня. В этом году исполняется 135 лет с начала победоносного полета "Летучей мыши" над музыкальными сценами мира. Обаяние мелодий и тонкая ирония сюжета обрекают этот спектакль на успех в любой режиссерской версии. Авторы постановки в "Новой Опере" обратились к исходному варианту либретто. Сценарий, по которому будут развиваться события, наверняка, станет открытием для большинства российских поклонников оперетты, а скептикам докажет, что "легкий" жанр совсем не легковесен. Рассказывают "Новости культуры".

Третья работа Иоганна Штрауса в жанре оперетты стала его самым популярным сценическим произведением. Прошло уже более века, а театральная Вена, как и прежде, встречает этим спектаклем Новый год. В России у знаменитого сочинения короля вальсов сложилась своя богатая сценическая история. В театре "Новая Опера" решили обратиться к первоисточнику – если таковым, конечно, можно считать французский водевиль Мельяка и Галеви в переводе Хаффнера и адаптации Жене, да еще добавить к этому литературную обработку Аркадия Арканова.

Над постановкой трудился интернациональный состав. Голландский режиссер Михил Дейкема, художник-постановщик Клаудия Дамм из Германии и эстонский дирижер Эри Клас, который уже давно стал своим в "Новой Опере". Маэстро говорит: для того, чтобы правильно исполнять музыку короля вальсов, надо знать особый секрет. "Вальс должен пахнуть. Не вонять. Чтобы это было культурно и вкусно", – поясняет Эри Класс.

Режиссер-постановщик занят совсем другим вопросом. Его заботит тот факт, что зрители никогда не могли ответить на вопрос, который он неоднократно им задавал после спектаклей своих коллег. "Чудовищно, что после многих постановок, люди так и не могут найти ответ на вопрос, почему оперетта называется "Летучая мышь". Ну, разве Вам не кажется это странным?" – озадачен Михил Дейкема. Со временем этот вопрос стал его навязчивой идеей. Михилу Дейкема захотелось, чтобы каждый человек, выходя из зрительного зала, смог на него ответить.

Клаудия Дамм довольно известна в европейских театральных кругах. Она работала с Ноймайером и Конвичным. Михила Дейкема она сама выбрала для сотрудничества. Ей очень нравится, что режиссер подходит к постановке с большим юмором. "Я обожаю работать с Михилом. Эти утрированные формы, гротескность, карикатурность я постаралась передать в костюмах. Эти крупные балерины в пачках, забавные, яркие персонажи – все это помогает нам понять, каким любопытным и необычным может быть общество", – замечает художник-постановщик.

Для меломанов "Летучая мышь" – это настоящий пир, парад узнаваемых мелодий. Вальсы, польки, галопы – все это составляет поистине роскошный музыкальный букет. Может быть, выходя из зала, слушатель и найдет ответ на вопрос, который так волнует постановщика, но, скорее всего, в его голове будут вертеться лишь строчки из застольной песни Альфреда: "Все, что было позабудь! Улыбнись и счастлив будь!".