04.05.2009 | 12:11

Татьяна Самойлова. Женщина неправильной красоты

Отпечаток ее хрупкой ладони оставлен на легендарной набережной Круазетт. Российская звезда Канн, Татьяна Самойлова сегодня принимает поздравления с юбилеем. Ее вторая работа в кино – роль Вероники в фильме Михаила Калатозова "Летят журавли" – принесла юной актрисе мировую славу. В 1958 году эта лента завоевала "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля. Самойлову узнавали на улицах и окликали: "Вероника!", но она повторяла: "Я – Татьяна". Большой талант всегда независим и дерзок. Сегодня в Доме кино соберутся коллеги актрисы, чтобы поздравить ее с праздником. О ярком и непростом творческом пути рассказывают "Новости культуры".

Разве могла дочь знаменитого актера Евгения Самойлова не стать актрисой? Могла. Таня Самойлова серьезно занималась балетом. Сама Майя Плисецкая приглашала ее в балетную школу при Большом театре, но Таня выбрала Щукинское училище. Еще студенткой она сыграла в фильме "Мексиканец". Тогда Самойлову увидел оператор картины "Летят журавли" Сергей Урусевский.

"Он пленился, как и Калатозов, лицом Самойловой, потому что в нем была дерзость. Эта женщина, которая осмелилась быть неправильной красоты", – говорит кинокритик, дочь Александра Зархи – Нина Зархи.

Когда фильм вышел на экраны, критика встретила его прохладно – советская мораль протестовала против героини, изменившей ушедшему на фронт жениху. Но зрители Веронику полюбили. В 1958 году Самойлова и Урусевский поехали представлять фильм на Каннском кинофестивале. 24-летняя актриса была в центре внимания, ее даже приглашали в Голливуд.

"Ей роли такие предлагали, с такими партнерами, что можно было только мечтать. Но время было другое. И человек не всегда решал свою судьбу", – замечает народный артист России Павел Винник.

Руководители Госкино, конечно, не отпустили Самойлову в Америку. Сыграть в "Анне Карениной" вместе с Жераром Филипом ей не удалось, но Карениной она все же стала. Выбор Александра Зархи удивил многих. Он встретил Самойлову за кулисами Дома кино и принял судьбоносное решение.

"Это была Анна. Я помню, как отец мой сказал: "Я был так взволнован, что я подошел к ней и, не будучи знакомым, сказал: "Перечитайте "Анну Каренину". Она сказала: "Я читала" – "Прочитайте еще раз"", – рассказывает Нина Зархи.

Анна Каренина Татьяны Самойловой не похожа на Каренину Аллы Тарасовой, Вивьен Ли или Греты Гарбо. "Картина настолько была яркой, настолько была неожиданной, она не совпадала ни с одним решением больших мастеров, больших актрис, которые эту роль уже сыграли", – заверяет Павел Винник.

Немногие знают, но в истории российского кино могла быть еще одна "Золотая пальмовая ветвь". В 1968 году Зархи, Лановой, Вертинская и Самойлова полетели во Францию. Из Парижа в Канны они ехали на машине в предвкушении триумфа.

"Барышни, как мой папа говорил, "Настя и Таня, попросили нас выйти из машины. Они переоделись, надели красивые платья, потом сели под включенные фары и на корточках стали делать себе макияж, красить ресницы"", – продолжает Нина Зархи.

Приехав в Канны, они узнали, что фестиваль уже закрыт, и на следующий же день улетели в Москву, где не утихали восторги по поводу "Анны Карениной". Казалось, Самойлову должны были просто засыпать интересными предложениями, но режиссеры как будто боялись ее.

"Страх чего-то, не похожего на всех. Он, я думаю, отпугивал. Ей не могли найти роль, где она бы так же полно воплотилась, как в Веронике из "Летят журавли" и в "Анне Карениной"", – полагает Нина Зархи.

У Татьяны Самойловой, конечно, были и другие роли. Однако для того, чтобы войти в историю кино, ей хватило бы всего двух – Вероники и Анны Карениной.

Читайте также:
Татьяна Самойлова награждена орденом Почета

К юбилею Татьяны Самойловой