05.05.2009 | 12:30

Певица Мария Биешу празднует юбилей

Тоска, Норма и "лучшая Чио-Чио-сан мира", певица Мария Биешу сегодня принимает поздравления с юбилеем. Ее звезда взошла на оперном небосклоне в советские годы. Уникальный голос сравнивали с драгоценным камнем и охраняли певицу, как драгоценность. Порой, возможно, излишне ревностно. Сейчас она по-прежнему живет в родном Кишиневе, где проводит фестивали "Мария Биешу приглашает", и редко бывает в Москве. Хотя и немного грустит о городе, с которым в ее судьбе было связано очень многое. Рассказывают "Новости культуры".

Марию Биешу любят все. А если даже кто-то и не любит, то она этого не замечает. Это простое правило примадонны, позволившее девочке из молдавского села Волонтировка стать национальным достоянием. В Советском Союзе ее любили, холили и лелеяли, и даже выпускали за рубеж.

Открыла волонтирскую звезду художественная самодеятельность. "Одарена от природы" – такой вердикт вынесли на вступительных экзаменах в Кишиневской консерватории. Приняли, учили и всячески направляли: на стажировку в миланский театр "Ла Скала", на Конкурс Чайковского. "Мое впечатление о ней – это был третий тур Чайковского в Москве, я услышала ее исполнение "Тоски", – вспоминает народная артистка СССР Маквала Касрашвили. – Ее особый тембр, удивительно темный звук, который ценится, на меня произвел впечатление".

Впечатление испортило наивное желание Биешу быть красивой. "Все эти иностранки красили себе реснички, и я тоже решила это сделать. Когда я расчувствовалась, тушь стала мне разъедать все, и у меня начал дрожать голос", – рассказывает певица. В результате, ничего не видящую "нашу Машу", как ее называли на конкурсе, оркестранты вывели за кулисы смывать косметику. После конкурса председатель жюри Ирина Архипова подошла к Биешу и сказала: "Я из-за вас перессорилась со всеми членами жюри. Ничего они не понимают".

В Советском Союзе очевидную ценность молдавского кадра оценили и начали готовить к японскому конкурсу на лучшее исполнение партии Чио-Чио-сан. Опекуном юной певицы был назначен Владислав Пьявко. "Мы не замечали, красивая она женщина или нет, красивая у нее походка или нет. Голос забирал все",– рассказывает он.

После этого конкурса предложение, от которого нельзя было отказаться, юной Марии Биешу сделал театр "Метрополитен-опера". Однако отказаться от выгодного контракта нашла в себе силы министр культуры Екатерина Фурцева. "Великолепна была в "Мете". Те заказали, чтобы она выучила несколько партий, но Екатерина Сергеевна Фурцева сказала: "Нет, она слишком молодая. Ей рано"", – продолжает Владислав Пьявко.

Впрочем, Мария Биешу не жалеет, что не сложилась ее карьера в "Мете", что ее не отпустили из родного Кишинева в Москву, в Большой театр. Она по-прежнему считает, что ее все любят.