05.05.2009 | 19:36

Выходной день в музее-усадьбе "Архангельское"

Музей-усадьбу "Архангельское" называют "Подмосковным Версалем". Там находится дворец князя Юсупова и знаменитый театр Гонзаго, где каждое лето проходят концерты, а также парк, на аллеях которого всегда многолюдно. Даже сегодня, когда в музее выходной. Однако у сотрудников нет времени на отдых. Шесть гектаров усадебного хозяйства надо привести в порядок, ведь наступает самый активный для музея сезон. Как готовятся к лету в "Архангельском" – в репортаже "Новостей культуры".

Парковые скульптуры всю зиму не видели солнечного света. Каждую осень их закрывают в деревянные короба, защищая от воздействия кислотных снегов, и каждую весну высвобождают, чтобы они вновь радовали глаз посетителей. После этого некоторые скульптуры необходимо защитить уже от самих посетителей музея.

В театре еще не завершена реставрация зрительного зала. Остались последние штрихи, в том числе замена люстры. Электрическая луна, как называют этот светильник сотрудники, уступит место газовой лампе – точной копии той, что была здесь при Юсуповых.

"У нее будут формы масляной лампы, но она электрическая. Сила света будет как у газовых ламп XVIII века", – обещает заведующая отделом изобразительного искусства Марина Краснобаева.

Все основные работы уже завершены. Балясины в ложах мерцают бронзовым отсветом. На самом деле, это тонировка под патинированную бронзу. А мрамор колонн в фойе – это специальная роспись по штукатурке. Сами колонны деревянные, как и все здание.

"По идее, так традиционно складывалось, оно должно было быть разобрано или разрушиться от времени, но случилось чудо, и оно сохранилось", – продолжает Марина Краснобаева.

Раритеты в "Архангельском" сохраняются благодаря заботливым рукам реставраторов. Парадному мундиру, который хранится в музее, более двухсот лет. В подобном мундире изображен граф Дмитриев-Мамонтов на портрете кисти художника Аргунова. Экспонат уникальный.

"В XVIII веке мундиры шили по образцу кафтанов, в XIX – фраков. Это XVIII век, но фрак. Этим уникален", – поясняет художник-реставратор Ирина Меркулова. К ней мундир попал полтора года назад. "Здесь были большие утраты", – добавляет она.

Невероятного терпения требует и реставрация старинной кареты. Слой за слоем снимаются чернота, загрязнения, убираются лаки, и под ними проявляется позолота XVIII века. Предполагают, что эта карета сделана знаменитым французским мастером XVIII века Иоганном Букендалем, а ее владельцами были императрица Екатерина Вторая, Павел Первый и Николай Первый.

"Николай Первый подарил карету князю Юсупову в знак признательности, который отличился тем, что был режиссером трех коронаций", – рассказывает художник-реставратор Александр Козьмин.

Пока карета находится в мастерских, можно познакомиться со всеми ее потайными особенностями. Через два-три года, которые потребуются для реставрации, экспонат будет представлена в специально построенном для нее помещении.