06.05.2009 | 11:31

Молодые художники Москвы в "Новом Манеже"

От реализма до абстракции, от традиционных форм искусства до объектов и инсталляций. Лучшее из того, что создали студенты и выпускники художественных ВУЗов столицы за последние десять лет можно увидеть на тридцатой, юбилейной выставке "Молодые художники Москвы", которая открывается сегодня в "Новом Манеже". Кураторы отсмотрели более полутора тысяч работ, из которых отобрали только три сотни. Главной темой экспозиции, разумеется, стала Москва. Какой увидели сегодняшнюю столицу молодые таланты? Рассказывают "Новости культуры".

"Каждый из этих шаров обозначает станции. Как схема метро", – поясняет скульптор Ольга Хан. Почти все художники – вчерашние студенты. Постоянные поездки на метро из института домой и обратно натолкнули Ольгу Хан на идею создать трехмерную схему Московского метрополитена. На "красной" ветке она раньше училась, а живет теперь на "зеленой". "Станции – когда они проносятся мимо, в памяти остается только рисунок, колонны и арки", – замечает Ольга.

Москва глазами тридцатилетних. Для некоторых художников она ассоциируется исключительно с разрушением. "У нас просто пятиэтажки в районе сносили, и когда полдома есть, полдома нет, а рядом цветут деревья, и жизнь продолжается", – говорит художник Александра Иванова.

Для других Москва ассоциируется с бесконечной чередой строительства, главные герои которого – конечно же, московские гастрбайтеры. Портрет "Гастрбайтера" Максим Смиренномудренский монтировал из мусора. Если подойти поближе, можно прочитать газетные объявления. Все это – и обрывки газет, и найденная в мусорной корзине упаковка от китайской лапши – как нельзя лучше подходит для того, чтобы сложился образ гастрбайтера – человека без прав, без дома, без семьи. "Это гастрбайтер – человек, который работает не там, где ему хотелось бы, и отдыхает не там, где хотелось бы. Как и во всем мире есть места, где работают – Китай, Индия, а есть, где отдыхают – на Мальдивах, в Ницце", – рассказывает Максим.

Для многих художников это первая в их жизни большая выставка. Подобные вернисажи – так называемые "молодежки" – стали популярны еще в 1950-е. Для многих они становились путевкой в жизнь, в большое искусство. Однако сейчас ситуация поменялась кардинально. Чтобы художника заметили, просто выставляться уже недостаточно.

"Наша задача помочь им. Потому что раньше, когда я учился, после института давали заказы, за заказы платили деньги, устраивали нас на выставки, посылали за границу – в общем, была очень хорошая жизнь, пособие какое-то платили. Им сейчас ничего не дают", – отмечает председатель молодежной комиссии Московского Союза художников Юрий Шишков.

Сегодня для многих начинающих художников именно выставка МОСХа – реальный шанс решить, как минимум, одну насущную проблему. Лучшие авторы по итогам выставки получат мастерские бесплатно. Возможно, именно тогда и начнется их путь в большое искусство.