06.05.2009 | 12:37

Советские рекламные ролики на большом экране

Споры о том, можно ли считать рекламу искусством, не утихают с давних пор. С одной стороны, свои силы в этой области пробовали многие знаменитые художники и режиссеры, с другой – утилитарное назначение рекламы мешает воспринимать ее всерьез. Бесспорно лишь то, что лучшие образцы рекламной продукции могут считаться артефактами своей эпохи. Петербургский фестиваль "Диафильм" собирает и показывает советские рекламные киноролики. От современных они отличаются не только стилистикой, но и размером. Каждый ролик длится полторы – две минуты и больше напоминает короткометражный фильм. Рассказывают "Новости культуры".

Эта реклама работала безупречно, ведь зритель смотрел ее от начала и до конца. Впрочем, на телевидение эти ролики попадали редко. Их крутили, как и легендарный журнал "Фитиль", в кинотеатрах перед началом сеансов. Теперь, чтобы снова их увидеть, собрался целый кинозал.

"Были яркие рекламы. Когда они шли в кинотеатрах, вызывали определенный интерес. И реклама не проскакивала просто так, а западала надолго", – замечает режиссер Иосиф Трахтенгерц. Он снял десятки роликов, но в архивах родной студии уцелел только один. Его лицом режиссер сделал кинозвезду 1970-х Алексея Смирнова. Актер потом еще долго удивлялся невиданным гонорарам. Роль всего на одну минуту, а заплатили четыреста рублей! И такая щедрость была во всем, вспоминает Иосиф Трахтенгерц. Рекламная кузница страны трудилась не на количество, а на результат.

Торговые категории – это товар без конкретной марки. Производителей тогда было мало, и конкуренции никакой, объясняет Иван Квасов. Он занимается рекламой уже десять лет. Сам снимает и пишет слоганы, а коллегам из прошлого завидует, ведь у них получалось почти кино. И пусть оно было про чайники, переносные телевизоры или новые ткани.

"Ни для кого из них реклама была не основным делом, а очень выгодной "халтурой". Каждый режиссер мечтал снимать или нормальное документальное кино, или игровое. Но так, чтобы режиссер мечтал снимать рекламные ролики, такого не было", – заверяет режиссер, сценарист Иван Квасов.

Они занимались рекламой в перерывах между основной работой. Серьезные документалисты снимали о том, что советский быт, на самом деле, красив и удобен. Нередко работали с той же командой и в тех же павильонах. "Очень хороший фон был. К сожалению, этот экран, один из самых больших в Советском Союзе, сейчас уже исчез", – говорит Иосиф Трахтенгерц.

Вслед за экраном исчезла потребность в режиссерах-документалистах. К ним на смену пришли те, для кого реклама стала делом жизни и основным заработком. В новой стране появилась новая профессия – режиссер-рекламщик.