06.05.2009 | 14:38

Человек театра – Иван Севастьянов

В Центральном доме художника открылась персональная выставка народного художника России Ивана Севастьянова. Длительность жизни произведений театрального художника равна длительности жизни постановки, которую они украшают. Для истории, в лучшем случае, остаются эскизы. Экспонаты-эскизы для этой выставки были собраны усилиями коллекционеров и родственников известного театрального художника. Рассказывают "Новости культуры".

Иван Севастьянов – человек театра. Менялись лишь сцены, которые он оформлял. В двадцать пять лет он стал главным художником Саратовского театра оперы и балета. Затем были Новосибирский театр и Мариинка. Севастьянов оформил более двухсот спектаклей. Он был прекрасным сценографом, зато станковых картин практически не писал. Многие эскизы Севастьянова выглядят как законченные произведения. Художник прописывал фон и детали декораций, к тому же был прекрасным колористом. Севастьянов продолжал развивать традиции русской школы театральной живописи.

"Если посмотреть на его работы, то видим прямые аналогии с Рерихом и с Билибиным, и с Бенуа. Но, наверное, с Рерихом и Федоровским в первую очередь. С Федоровским они и по времени практически совпадали", – замечает куратор выставки Ксения Цанн-кай-си

Больше всего Севастьянов любил оперу. Ему неоднократно приходилось делать декорации для "Бориса Годунова", "Хованщины", "Ярославны", которые шли на разных сценах. И всегда художник искал новые решения. Даже театральные костюмы он всегда подбирал под индивидуальность актеров. "Он всех их перечислял, кому какого размера нужно шить камзол. Он прикалывал булавочками образцы кружев, обязательно указывал, что Татьяне, которая поет в этом составе, нужен такой берет, а вот той – другой берет", – продолжает куратор.

Специально к выставке было отреставрировано десять работ. Художник не соблюдал технику масляной живописи. К тому же, он часто использовал разные краски. Так что приходилось искать необычные способы реставрации. В плачевном состоянии находился эскиз к "Хованщине" Мусоргского.

"Тут употребил и бронзовую краску, порошок, чтобы придать внутренее свечение. Тут же какие-то масляные краски и клеевые. Так что наслоений очень много", – рассказывает реставратор Юрий Ланглебен.

Практически сорок лет не проводилось персональных выставок Ивана Севастьянова. Оказалось, что его эскизы не устарели за это время. Сегодня они выглядят, как настоящие картины.