18.06.2012 | 19:56

Фестиваль Typomania назвал лауреатов

«Изящная словесность» – хлеб графических дизайнеров, а высшая математика графического дизайна – изобретение шрифтов. Ведь по форме букв судят о духе времени. Сегодня в первых строчках рейтинга – шрифт в движении, или «типографическое видео». Профессионалы в этой гибридной области дизайна крайне востребованы в медиа. Имена лучших объявили на «Типомании» (Typomania) – такое название получил первый отечественный фестиваль типографического видео, который прошел в Москве. Рассказывают «Новости культуры».

Что это за мания, когда вывески на улице беспокоят? Журнал открываешь – шрифт узнаешь, да и титры после фильма смотришь до самого конца? Это «типомания» – недуг не столь редкий, как может показаться на первый взгляд. Одержимые формой буквы крутят блюдца с фразами: «Все кроты роют шрифты» и «Буквы от природы – чудесные луноходы», играют в каллиграфическое буриме и следят за мыслью Юрия Гордона. Типоман со стажем мыслит углами уса кривой Безье, на любой странице видит ритм и уверен, что управляет чужим сознанием.

«Шрифт это – 25-й кадр. Действует на сознание читателя вне зависимости от того, что думает об этом читатель», – заверяет дизайнер Юрий Гордон.

Он изобрел уже 300 шрифтов и теперь сочетает их в свободном режиме. «Текст начинает переключаться, из круглого становится квадратным. Ехали на круглых колесах и вдруг на квадратных стали подпрыгивать», – продолжает он.

Книга «ДХ-ЮГ» – это диалог графического дизайнера Гордона с писателем Хармсом: от «забористого» рукописного текста к его наборному аналогу и последующая игра со сменой шрифтов. Все это заставляет думать о форме буквы и показывает текст в динамике. Участники конкурса Typomania практикуют другой способ разогнать букву – motion video. И есть в этом новом жанре тот же, что и у Гордона, многодельный синтетический дух.

Даниил Орловский анимировал символы московского конструктивизма. Со знанием темы и дела он получил первую премию первого в России конкурса типографического видео.

«Сперва это было сделано, как схема, а потом из этого вырос ролик. Видеоролики в то время не делали. И хоть средства композиционные из того времени, в видеороликах выглядит по-новому», – поясняет победитель конкурса  Typomania  Даниил Орловский.

Любовь Покровская на авансцену выходит дважды: ее поэтичное признание в любви к книгам  заслужило вторую премию конкурса и специальный приз телеканала «Культура».

«Все начинается с сюжета, образа, раскадровок. Ты должен хорошо понимать, что ты хочешь увидеть на первой секунде, на второй, на третей. Потом в программе делаются все фазы между. Основная работа – композиция, ритм, – точно такая же, как в любом другом графическом дизайне», – говорит она.

Гибрид кино и дизайна – типографическое видео. Это не узкая специализация, а синтетический жанр с большим будущим. Кино, телевидение, электронные книги и web нуждаются в качественной анимации качественных шрифтов.

«Этот конкурс может способствовать созданию культуры междисциплинарной между видео, шрифтом, анимацией, типографикой», – полагает член жюри конкурса Виктор Меламед.

Десять членов жюри – иллюстраторы, дизайнеры, шрифтовики, искусствоведы – отсмотрели 130 поступивших на конкурс роликов. Еще пять лет назад даже вообразить такую цифру было бы трудно.

«Для первого раза фестиваль показывает уровень, работы неплохие», – отмечает член жюри конкурса Елена Китаева.

Похоже, в России появилась анимированная типографика: она в тренде, развивается и привлекает все больше молодых дизайнеров.