08.05.2009 | 19:34

Новые "женовачи" покажут спектакль по роману "Бесы"

Актеры, которые играют в этих спектаклях, пока никому не известны, но интерес к их работам всегда огромный. В Российской академии театрального искусства представляет дипломные спектакли мастерская Сергея Женовача. Его предыдущий выпуск громко заявил о себе постановкой "Мальчики" по роману Достоевского "Братья Карамазовы". В результате в столице появился новый самостоятельный коллектив – "Студия театрального искусства". И вот уже новые "женовачи" представляют дипломный спектакль по роману Достоевского "Бесы". Рассказывают "Новости культуры".

Это еще не спектакль, а только разминка. Способность ставить серьезные вопросы пестуется в учениках Женовача наравне с духом ансамбля. Александр Коручеков – ученик Сергея Женовача выпуска 2006 года. Для новых "женовачей" он уже стал педагогом и режиссером. Алеша Карамазов из спектакля "Мальчики" поставил "Бесов". "Те же мальчики чуть повзрослели, и во главе их стал не Алеша Карамазов, а Петруша Верховенский, и как эта история может по-другому повернуться", – поясняет режиссер.

"Анти-мальчики" Коручекова, как и "Мальчики" Женовача, это упражнение в переосмыслении романа Достоевского. На выходе получилась история отношений четырех идеологов: Верховенского, Ставрогина, Шатова и Кириллова. Четыре яркие роли.

Анти-учителя Ставрогина Сергею Чиркову приходится играть, не открывая лица. "Короля играет свита, а он некий идол", – говорит актер.

Философа самоубийства Кириллова в диапазоне от медитации до припадка играет Игорь Лизенгевич. "Если они до чего-то доходят, то идут до конца и не могут не осуществить эту идею", – замечает он.

Та же духовная пылкость отличает Шатова в исполнении Никиты Москового. "Кириллов борется со своей верой, зная что Бога нет, а Шатов пытается обрести веру, зная, что Бог должен быть", – рассказывает актер.

Всех трех мальчиков обводит вокруг пальца четвертый. Пока они об идеях рассуждают, он знай себе чай пьет, сахар грызет да ногти стрижет. Еще немного – и Петруша Веховенский преподаст мастер-класс на тему: "как использовать чужие намерения в корыстных целях". "Самая главная черта этого персонажа – провокация. Провоцирует на что-то людей, расшатывает, выводит из равновесия", – поясняет актер Александр Прошин. Это мелкий бес. Ничего инфернального. Банальность зла.

Кроме четырех главных ролей, в спектакле "Бесы" есть еще девять. Коручеков научился у Женовача не только театральному анализу больших эпических форм, но еще и сочетанию постановочных задач с учебными. Впрочем, такой театр учит не только актеров.

Страшный урок о том, как можно извратить потребность в обществе, учителе и Боге и потерять все, включая совесть, смысл и жизнь, пригодится не только самим "женовачам", но и зрителям. Только вот с аплодисментами будут проблемы – слишком страшный и тихий финал.