09.05.2009 | 23:13

Великая Отечественная война в искусстве

Война начинается как великая авантюра, заканчивается как великая трагедия… В искусстве тема войны неисчерпаема. Предмет бесконечных исследований, осмыслений, оценок, источник опыта, готовых сюжетов. Прошли десятилетия, сменились поколения, но для советского, а теперь и российского искусства тема Великой Отечественной войны остается актуальной, интересной, живой и захватывающей. Преломляясь в разных степенях зрелости, опыта, таланта художников, кинематографистов, музыкантов, свет той трагедии обретает всю гамму оттенков и интерпретаций. С некоторыми современными авторами встретились "Новости культуры".

На стенах кабинета режиссера Владимира Хотиненко копии фотографий времен Великой Отечественной. Оригиналы скрупулезно отбирали в архивах, чтобы потом реконструировать в новом фильме целые сцены.
Режиссер Владимир Хотиненко говорит, что какие-то эпизоды кинохроники он цитировал буквально.
Вполне красноречивый пример. И таких цитат в новой ленте Хотиненко будет немало, например, солдаты Вермахта фотографируются с советским знаменем, - так, как это было на кадрах черно-белой фотопленки.
Владимир Хотиненко уже закончил съемки фильма "Прощеное воскресенье". Название менялось три раза, первоначальное – "На реках Вавилонских". В основе ленты – история одного священника из псковской православной миссии, которая с 1941 по 1944 год действовала на оккупированной немецкими войсками территории России.

Художественные фильмы, наравне с кинохроникой навсегда сформировали наше визуальное представление о Великой Отечественной. Образы как глубоко трагические, так и героические, победные.
Художник Константин Батынков рисует не на холсте, а на обыкновенных обоях. И довольно часто обращается к теме войны. Говорит, это своего рода генетическая память. Что откуда берется – не понятно, но образы возникают сами собой, всплывают в сознании, как черно-белые негативы. Дед воевал, отец был военным…
Сам Батынков учился в институте инженеров гражданской авиации – все, что касается военной техники, прорисовывает с особым удовольствием. При этом успешный художник признается: работы о Великой Отечественной вообще не продаются.

Что касается серьезных музыкальных произведений о той войне, так они востребованы еще меньше. По крайней мере, так утверждает, музыковед и композитор Марина Воинова: "За 20 лет я не могу назвать сочинение полноценное... Есть разовые обращения, но интерес, увы, утрачен".
Когда-то она сама написала "Эпитафию" - посвящение своей бабушке, пережившей Блокаду. Сложное, авангардное произведение для органа.
"Я пыталась показать трагедию нашего народа в мировом масштабе", - говорит композитор.

Масштаб памяти измерить невозможно. Будь то черно-белые фотографии или знакомые ноты, кадры хроники или художественного фильма.