09.05.2009 | 23:30

Пасхальный фестиваль 2009 года завершен

Субботним вечером в Московском Международном Доме Музыки завершился последний концерт VIII Пасхального фестиваля.
Всего в этом году в Москве Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра сыграли 7 концертов с разнообразными программами. По традиции фестиваль открылся концертом в Большом зале столичной консерватории, а заключительный концерт так же традиционно проходит в Светлановском зале Дома музыки. В этом зале, считает Валерий Гергиев, современная музыка звучит лучше. Программу последнего концерта составили сочинения нашего современника Родиона Щедрина и классиков XX века – Шостаковича и Прокофьева. Рассказывают "Новости культуры".

Это был последний, но не единственный концерт завершающего дня Пасхального фестиваля. Музыка, способная лучше, чем слова, передавать самые сильные эмоции, звучала на концерте симфонического оркестра Мариинского театра и днем на Поклонной горе.

Год от года программа Пасхального фестиваля меняется: расширяется география, увеличивается количество концертов. Неизменным остается только одно: концерт на Поклонной горе 9 мая. Это – величина постоянная в концертном графике Валерия Гергиева. Специально ради него он прилетел из Лондона.

Валерий Гергиев любит повторять: если хочешь, чтобы что-то было сделано быстро и хорошо, найди самого занятого человека и попроси его. Сам Гергиев умеет делать десяток дел почти одновременно и в самых разных концах планеты. Насколько хорошо и всегда ли, - критики спорят. Слушатели – нет. Самые благодарные слушатели, которым в свою очередь благодарен сын фронтовика Валерий Гергиев, собрались на Поклонной горе.

Виктор Старыгин, ветеран ВОВ, говорит: "Очень нравится Валерий Гергиев. Блистательный музыкант. У него – удивительная энергия, он ее выплескивает на нас".

Ради традиционных для концерта на открытом воздухе Мусоргского и Чайковского на Поклонной сделали потише фонтаны. Побольше – экран. Правила массовых мероприятий обязывают.

Гергиеву не здоровится: он, наверное, единственный из всех, кто собрался на Поклонной горе, одет не по-летнему. Кутает горло и голову. С высокой температурой Валерий Гергиев провел почти весь фестиваль, который начался с премьеры Симфонического диптиха Родиона Щедрина. Любитель монографий, Гергиев, похоже, решил и с этим композитором довести дело до конца и сыграть все.

Щедрина - как и Рахманинова, Стравинского, Малера и Сибелиуса – оркестр Мариинского играл не только в Москве, но и в городах, от столицы далеких. Самые яркие впечатления маэстро – это Беломорск, Петрозаводск, Пермь и Новгород.

"Запомнились российские города, люди. И слезы даже были – такие счастливые слезы", - говорит художественный руководитель Пасхального фестиваля Валерий Гергиев.
Ради этих слез Гергиев и его оркестранты и совершают свой пасхальный марафон. Это почти подвиг, учитывая удаленность городов друг от друга и плотность гастрольного графика. По сути – некое поднятие культурной целины не только в музыке. Гергиев приедет, поговорит с губернаторами – и иной раз договорится с ними о реставрации старого концертного зала или строительстве нового. Благо, опыт музыканта-строителя у него есть – приобретен в родной Мариинке.

Если главные организаторы фестиваля предпочитают "непоседливое" фестивальное времяпрепроповождение, все время стремясь уехать из Москвы подальше, то хоры, наоборот, едут в гости в столицу.
Хоровой проект становится на Пасхальном одним из самых динамично развивающихся. В этом году в нем занято 18 хоров из 10 стран. Все порадовались, увидев в афише хор "Возрождение" из южно-осетинского Цхинвала.

Третье направление фестиваля – колокольные звоны. Пожалуй, самая предсказуемая часть программы. Звонят в Москве и Санкт-Петербурге, профессионалы и любители.

Заключительный аккорд фестиваля – звон колоколов на сцене под открытым небом, на Поклонной горе.

Все материалы темы>>