19.06.2012 | 09:42

Итоги первой пятилетки премии Кандинского подводятся на выставке в Барселоне

«В полном беспорядке» – под этим названием в Барселоне проходит выставка работ актуальных российских художников, номинантов первой пятилетки Премии Кандинского. При этом сама экспозиция преследует прямо противоположную цель – упорядочить и показать «повторяющиеся мотивы, темы, и приемы, из которых складывается характер и специфика национальной школы». Прежние зарубежные выставки финалистов российской премии Кандинского в Риге, Берлине, Лондоне, вызывали немалый резонанс. Как встретили экспозицию в столице Каталонии, городе, который имеет вкус к арт-эксперименту – об этом в репортаже «Новостей культуры».

Испания – страна, которая подарила миру куда меньше ученых и политиков, нежели поэтов, художников и музыкантов.

В Барселоне родился и вырос Хуан Миро. Пикассо переехал жить сюда, когда ему исполнилось 14 лет. Здесь творил Антонио Гауди. Чтобы увидеть его архитектурные шедевры и купить сувенир с изображением грандиозной Саграды Фамилии, тысячи туристов ежедневно приходят в центр города.

«Рамбла – это душа современной Барселоны. Не прогуляться здесь равносильно тому, как побывать в Москве и не пройтись по Арбату. Сами каталонцы делят улицу на пять частей – у каждой свое название и достопримечательности. Например, здесь на Ла Рамбла де Санта-Моника кипит культурная жизнь. Вокруг музыканты, художники и артисты – мимы – живые скульптуры, которые превращают путешествие по улицы в настоящее приключение.

Эта часть улицы названа в честь женского монастыря Святой Моники. В одном из старейших зданий Рамблы расположился центр искусств, где нет постоянной экспозиции. Двери Святой Моники открыты для художников со всего мира. В этом году здесь принимают гостей из России – лауреатов Премии Кандинского. Первыми выставку смогли оценить испанские журналисты, а также деятели культуры и искусства Каталонии. Инсталляции пробудут в центре искусств до конца сентября, увидеть и даже прикоснуться к арт-объектам смогут все желающие.

«Мы так давно ждали эту выставку у нас в Барселоне, – говорит директор Центра искусств «Санта Моника» Виценц Алтаио. – Традиции русского авангардного искусства известны на весь мир. К сожалению, раньше у нас не было возможности принять у себя на родине такую масштабную и важную для всей каталонской культурной жизни экспозицию. Сегодня для нас – это событие номер один».

Создавая ретроспективу в стенах Санты Моники, архитекторы отказались от упорядоченности, дав зрителю возможность оказаться «В полном беспорядке» – так и назвали выставку. Но, для художников такой «беспорядок» – в первую очередь свобода выражения, где художественные образы рождаются через поэзию, юмор, парадокс и радикализм.

«В отличии от наших первых зарубежных выставок у нас за пять лет, накопился колоссальный материал, – рассказывает организатор Премии Кандинского Шалва Бреус. –Огромное количество талантливых художников и больших действительно работ, которые были представлены на премии за это время, и теперь уже мы смогли отобрать лучшее за эти пять лет, самое интересное».

Тема хаоса давно интересует творческий дуэт – «Миш-Маш». Инсталляция художников – ситуация знакомая каждому – «Забыл, куда ключи положил». Четыре, на первый взгляд, одинаковых письменных стола с разбросанными вещами, где каждая – символ.

«Сначала у нас была придумана женская работа, то есть «Забыла куда ключи положила», но она гораздо более многодельная, поэтому здесь для выставки пришлось выполнить мужской вариант этого бардака, – рассказывают художники Михаил Лейкин и Мария Сумнина. – Здесь есть такая магическая сторона о повторении неповторимого, с другой стороны, что уникальности возможно не существует».

Николай Полисский в Каталонию приехал со своим материалом из деревни Николо-Ленивец. Многометровое сооружение сложено из березовых веток, скрученных в снопы. Попадая внутрь, зритель оказывается в пространстве, где включается и осязание, и обоняние. Свежий березовый запах сразу привлек барселонских бабочек.

«Получился такой вполне себе готический портик и это конечно связано с Гауди, потому что он тоже использовал природную форму, – отмечает художник. – Поэтому мы сделали такой обобщенный образ здесь в Барселоне – в миниатюре».

Пятиметровый «Фонтан» Ирины Кориной соседствует с ее же инсталляцией «Показательный процесс». На нее у художницы ушло больше всего сил и времени. Это был настоящий прорыв: рвущийся наружу разноцветный пластилин сдерживает грубая металлическая решетка – метафора энергии борьбы и протеста. На каждой выставке Корина лепит все заново.

«Это каждый раз меняется в зависимости от того, что это за помещение, что за пространство, что за материал, – рассказывает художница. – Совершено разный пластилин, да это местный пластилин, у него совершенно другие цвета, другие свойства, такой процесс, как работа в мастерской, только в новом пространстве».

После выставки инсталляции разберут – они исчезнут навсегда. Художники к этой процедуре относятся спокойно и уверяют – это все же преимущество актуального искусства. Ведь творить можно в любой точке мира, и каждый раз заново.