13.05.2009 | 13:13

75 лет со дня рождения режиссера Алексея Салтыкова

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения кинорежиссера Алексея Салтыкова. В послужном списке мастера более десятка лент, но хватило бы одной, чтобы ее автора признали классиком. Это картина "Председатель". В своих лентах Алексею Салтыкову удавалось изображать героев своего времени, не нарушая официальных канонов, и в то же время преодолеть схематизм советских "проблемных" фильмов, сделав их невероятно искренними и человечными. Рассказывают "Новости культуры".

Картина "Друг мой Колька" стала хитом 1961 года. Два сокурсника Алексей Салтыков и Александр Митта решили снимать первый фильм вместе. История трудного подростка с характером стала настоящей кинореволюцией. Пионер Колька – организатор тайного общества троечников, и хотя члены этой необычной организации помогали пенсионерам и малышам, Кольку исключили из пионеров.

Анатолий Кузнецов сыграл в фильме роль шофера. Он был удивлен смелости режиссера. "Если там вместо школьников поставить взрослых людей, может быть, она и не вышла бы на экран", – полагает народный артист России.

Трудности начались еще во время съемок. Картину хотели снять с производства, но Алексей Салтыков сам отправился в ЦК Комсомола. В то время снимать фильм о проблемах школы и пионерской организации было довольно смело. Когда фильм посмотрел Сергей Герасимов, руководитель мастерской, в которой учились Салтыков и Митта, он тоже немало удивился.

"Он посмотрел, и я вижу, что у него глаза немного ошалевшие. Он говорит: "Ребята! А кто вам это разрешил?". Мы говорим: "А это ЦК Комсомола поддерживает. Вот для них выход из критической ситуации с пионерским движением". – "А! Они поддерживают, ну и мы поддержим"", – вспоминает режиссер Александр Митта.

Алексей Салтыков всегда брался за трудные темы. В 1964 году он снял фильм "Председатель", который полюбился зрителям и стал лучшим, по мнению критиков. Эта картина стала и большой удачей, и одновременно большой болью режиссера. Он, безусловно, радовался за Михаила Ульянова, получившего Ленинскую премию, но горечь от того, что его режиссерскую работу не отметили, осталась до конца жизни.

"Он буквально в каждый кадр вдохнул свою жизнь. Это была очень для него тяжелая и яркая работа режиссерская, и она пошла на премию Ленинскую. Но там стали думать: рановато ему получать премию, а вот Ульянову в самый раз", – продолжает Александр Митта.

Режиссер умел создать команду. Композитор Андрей Эшпай работал с ним на восьми картинах. Говорит, что Салтыков давал нужную композитору свободу и очень чутко чувствовал музыку. "Я мог быть остаться самим собой, быть композитором, понимаете, а не подтекстовывать музыкально каждый такт, каждый шаг", – поясняет Эшпай.

Фильм "Возврата нет" по повести Калинина стал очередной кинематографической удачей Салтыкова. В роли донской казачки Антонины Кашириной режиссер видел только Нонну Мордюкову. Глядя на блестящий дуэт Мордюковой и Владислава Дворжецкого, композитор Андрей Эшпай написал музыку, которая до сих пор трогает до слез.

Возможно Алексей Салтыков многое не успел сделать, но без "Председателя" история российского кинематографа вряд ли была бы полной.

Сегодня в 13:55 смотрите на нашем телеканале фильм Алексея Салтыкова "Семья Ивановых".