13.05.2009 | 15:03

Актуальное искусство в границах кинематографа

Участники экспериментальной выставки, которая открылась в Государственном Центре современного искусства, заняты не только искусством, но еще и исследованиями. Они меняют точки отсчета, переносят целые оси координат. Таким образом, двадцать художников и двадцать кинорежиссеров пытаются общими усилиями проникнуть туда, где смешиваются источники разных искусств. О выставке под названием "Живопись кино" рассказывают "Новости культуры".

С тем, что нужно менять изобразительный язык, сегодня согласны и режиссеры, и художники. Они все больше размывают границы жанров и используют универсальные технологии. Порой невозможно понять, где заканчивается художник и начинается режиссер. Марина Черникова стремится к синтезу двух видов искусства. Она делает раскадровку как режиссер и создает видеоарт как художник. Ее проект называется "Потерянный спутник". Казалось бы, банальная история, но воспринимается она по-новому. "Потерянный спутник – это и как спутник жизни, и как ориентир, и как история первого космонавта", – поясняет художник.

Экспозиция построена так, что можно провести параллели между кино и живописью, сравнить, как развивается один и тот же сюжет, передается одно и то же состояние в картине или на холсте.

"Мы показываем, допустим, Марлена Хуциева "Июльский дождь" и Михаила Рогинского. Вот эта монотонность московской жизни с трамваями, автобусами. Или мы показываем интеллектуальные формы Гадара, который использует тексты, и Эрика Булатова", – рассказывает доктор искусствоведения Виталий Пацюков.

Параллели можно продолжить. Народная стилистика в фильме Довженко "Земля" сродни наивному искусству Елены Волковой, а эскизы Владимира Янкилевского подошли к анималистическому фильму Андрея Хржижановского. Художница Анна Ермолаева продолжает формальные поиски. Она ведет диалог со знаменитым героем мультфильмов Микки Маусом. Ее проект называется " Поцелуй".

Впрочем, влияние языка живописи на язык кино началось не вчера. "Авангардный кинематограф развивался в диалоге с живописью. Дюшан, Бунуэль, Дали – все эти персонажи осмысливали живопись через подвижность кадра, через возможности кинематографа", – замечает куратор выставки Карина Караева. А теперь актуальное искусство активно внедряется в границы кинематографа.