14.05.2009 | 11:51

Лев Додин: "Мы так и не нашли, о чем спросить у Чехова"

"Не надо оберегать душу от сильных впечатлений, потому что в бездействии она умирает", – говорит Лев Додин. Театр – его "Жизнь и судьба", а актеры – "Братья и сестры". Сегодня режиссер принимает поздравления с 65-летием. Будущий руководитель петербургского Малого драматического театра в юности мечтал стать геологом. Теперь он переносит на сцену грандиозные пласты исторических эпох и отделяет золото от пустой породы в сердцах зрителей. Рассказывают "Новости культуры".

Лев Додин занят своими мыслями, но при этом внимательно следит за артистами. Репетируют "Повелителя мух" Голдинга – спектакль о насилии, тирании и животной природе человека. На сцене совсем еще юные студенты. "Повелитель" был снят с репертуара тринадцать лет назад, но внезапно восстановлен с новым составом.

"Занимаясь той или иной историей, уже включаемся, в то, что мы репетируем, пытаемся сочинить на сцене. Вот эта включенность в контекст обеспечивает главную живую жизнь нашего театра", – замечает актер Малого драматического Олег Дмитриев.

Это театр-дом, и таким его сделал Додин. Перед хозяином дома не заискивают – в Малом драматическом не терпят фальши. И все же авторитет худрука непререкаем, а его власть абсолютна.

Режиссер внезапно взрывается и останавливает репетицию. Ему не понравились канаты – слишком новые, как из спортивного зала. Надо заменить. Казалось бы, смешная мелочь, но она задает атмосферу.

В этом театре очень долго вынашивают спектакли. "Когда мы начали работать, спектакли запрещали и не принимали. Мы знали, что спектакль могут запретить и не принять, и делали каждый, как в последний раз", – говорит Додин.

Когда-то будущие артисты Малого драматического – а тогда студенты курса Кацмана и Додина – целый месяц провели в архангельской деревне. Они жили в монастыре без электричества, чтобы проникнуться духом деревенской прозы Федора Абрамова. Итог – спектакль "Братья и сестры", который не сходит с афиш уже больше двадцати лет.

Режиссер не торопится. Он доводит каждый спектакль до предельной, физиологической убедительности, да и додинские артисты привязаны к театру на уровне физиологии. "Иногда бывают такие моменты на репетиции со Львом Абрамовичем – ты понимаешь, что ради этого момента годами можно было вообще не выходить на сцену! Это настолько мощные секунды, настолько близкие настоящему искусству, что ради них всегда сюда возвращаешься", – признается актриса Малого драматического театра Ксения Раппопорт.

Три года репетировали "Трех сестер", но спектакль так и не вышел. "Понимаете, – сказал Додин, – мы так и не нашли, о чем спросить у Чехова". Четыре поколения артистов МДТ усвоили: они не репертуар приумножают и не деньги зарабатывают, они занимаются театральным искусством. В работе над спектаклем конъюнктура и спешка не просто противопоказаны. Они невозможны.

Смотрите сегодня на нашем канале документальный фильм "Жизнь и судьба театра Льва Додина". Лента выйдет в эфир в 19:50.

Все материалы о Льве Додине>>>