15.05.2009 | 11:31

Пермские сезоны – 2009

Оперные и балетные спектакли, симфонические концерты и джазовые вечера, вернисажи и перформансы, кинопоказы и даже модные дефиле – такова программа Международного фестиваля "Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж". Сегодня этот мультикультурный марафон в четвертый раз стартует в уральском городе, где прошли детство и юность великого пропагандиста русского искусства. "Пермские сезоны – 2009" посвящены столетию легендарных "Русских сезонов" Дягилева в Париже и обещают немало сенсаций. Особым событием фестиваля станет мировая премьера оперы "Один день Ивана Денисовича" по одноименной повести Александра Солженицына. Рассказывают "Новости культуры".

Телогрейки для певцов сшили в театре, но они ничем не отличаются от настоящих. Так же, как и сделанная в бутафорском цехе алюминиевая посуда. Почувствовать время – вот самая сложная задача для артистов. Во время подготовки оперы "Один день Ивана Денисовича" они даже побывали в музее политических репрессий "Пермь-36".

"Было ощущение, что вот здесь поселился холод, так там очень холодно, в этих бараках", – говорит исполнитель роли Ивана Денисовича Павел Брагин.

Идея создать оперу на сюжет повести "Один день Ивана Денисовича" пришла режиссеру Георгию Исаакяну и композитору Александру Чайковскому осенью 2007 года. В феврале следующего они получили благословение самого Солженицына, и через два с небольшим месяца клавир был готов.

"Как-то все неслось так странно. Было очень легко, интересно работать и легко", – замечает Александр Чайковский. Премьеру сочинения композитор доверил пермякам. Дважды на сцене театра шли его произведения – опера "Сестры Прозоровы" и балет "Дама Пик". "Один день Ивана Денисовича" – невероятно сложная для исполнения музыка.

"Там отсылки в классической полифонии XVIII века, к Баху, к духовной музыке религиозной. Без этого не понять, о чем опера. Отсылки к старообрядческим песням и русскому фольклору, к советской песне 1920-х – 1940-х годов. Это и современный музыкальный язык", – поясняет режиссер-постановщик оперы Георгий Исаакян.

Дух иного времени царит в центральном выставочном зале Перми. Бывший танцовщик – а ныне коллекционер Тони Канделоро – представит в рамках фестиваля "Дягилевские сезоны" выставку "Русский балет в фотографиях".

"Это Анна Павлова. Она без макияжа, абсолютно чиста и свободна. Не знала, что когда-то эту фотографию будут демонстрировать. Мы видим не только танцовщицу, но женщину", – рассказывает Тони Канделоро.

Эту фотографию Анны Павловой публика увидит впервые. На других снимках запечатлены фрагменты жизни русского балета, кадры, ставшие историей искусства. Выставка из Италии – исключительное воспоминание о Дягилеве и его артистах.

"Дягилев – уникальная фигура, которой до него не было не только в театре, а вообще в искусстве. Он художник. Свет и перспективу, которые принадлежат живописи, он принес в театр, а искусство пластики соединил в искусством живописи", – заверяет коллекционер.

В этом году пермские "Дягилевские сезоны" посвящены столетию сезонов Парижских, на которых русский импресарио показал Европе "Половецкие пляски".

Специально к открытию фестиваля педагог из Мариинского театра Галина Рахманова вместе с пермской балетной труппой восстановила хореографию Михаила Фокина, и танцевальная сцена из оперы "Князь Игорь" засияла новыми красками.

"Вообще, у зрителя должны бежать мурашки по телу. Жарко делается – танцы заводят. Хореография Фокина – наше богатство, и мы должны его беречь", – замечает Галина Рахманова.

Девять майских дней пройдут в Перми под знаком Дягилева. Зрители уже предвкушают мировые оперные премьеры, уникальные концерты и встречи с яркими личностями.

Читайте также:
Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург - Париж