15.05.2009 | 13:45

Куратор современного балета – Николь Хайзингер

Творения современных хореографов очень похожи на работы современных художников. И тем, и другим необходим куратор – искусствовед, способный в доступной форме истолковать зрителю концепцию автора. Так в культурологии появилась новая дисциплина: анализ современного танца. Этим перспективным научным направлением занимается молодой профессор Зальцбургского университета Николь Хайзингер. О ее лекции в Москве рассказывают "Новости культуры".

Люди на сцене мало отличаются от людей на улицах европейских городов. Люди разного возраста двигаются под хиты из радио-ротаций. Их движения не имеют никакого отношения к классической красоте. Николь Хайзингер просматривает фрагменты балета Джерома Беля вместе с пригласившей ее в Россию хореографом Диной Хусейн.

"Фигура Джерома Беля одна из самых важных в современном танце сегодня. Концептуализм, ему свойственный, ставит его в один ряд с концептуалистами в визуальном искусстве. Он де-конструирует театр и танец как знаковые системы и делает это с большим юмором – театрально, иронично, – поясняет Николь Хайзингер. – Посмотрите, эти тела перемещаются, как в реальной жизни. Движения расхожие, музыка популярная, а ведь они рассказывают что-то о сегодняшних нас, способны трогать, выражать чувства. Вот, например, этот отрывок под музыку из фильма "Титаник" очень эмоциональный как раз потому, что обращается к общему месту современной культурной памяти. Многие из этих людей – известные перформеры в области современного танца".

Николь Хайзингер в детстве занималась балетом, затем изучала театроведение и практиковала йогу. Тем временем современный танец становился все более влиятельной областью современного искусства и требовал анализа. Появилась профессия танцевальный драматург, и Николь ее освоила.

"Пожалуй, работа танцевального драматурга больше похожа на работу куратора выставки изобразительного искусства, чем на работу писателя- драматурга, который пишет пьесы для театра. Я ничего не пишу, только разговариваю с хореографом. Советую ему, какие куски развернуть, какие сократить, в какой последовательности их разместить, чтобы основная идея представала более выпукло", – продолжает Николь.

Умение увидеть идею в образцах современного танца требует разносторонних знаний. Прежде всего, философских и антропологических. Необходимо быть в курсе философии и культурной истории тела для каждого времени представления о его возможностях. Кроме того, современный танец тесно связан с визуальным искусством. По большей части его представляют на сцене, поэтому необходимо еще и осознать современный танец как область современного театроведения. Всем этим Николь Хайзингер занимается на специальной кафедре в Зальцбургском университете, которая была открыта именно для нее. Впрочем, сейчас стало больше практики куратора и драматурга и больше теории – Николь интересует история современного танца.

"Ошибочно думать, что современный танец это что-то ультра-новое и ультра-прогрессивное. На самом деле, его история насчитывает сто лет. Эта история как значимая отсылка присутствует и в современных постановках. Стоит только посчитать, сколько версий "Весны священной" или "Лебединого озера" появилось за последнее время в современном танце", – замечает она.

Как историк современного танца Николь Хайзингер курировала выставку, посвященную "Русским сезонам" Дягилева в Мюнхене и Вене. "Я была поражена богатством истории русского авангардного балета. А ведь она еще не написана", – добавляет Николь.

В перерывах между лекциями в Центре современной культуры "Гараж" она обнаружила в архиве Большого театра неопубликованные записные книжки Вацлава Нижинского и теперь готовит их первую научную публикацию. Кроме того, Николь нашла интересные материалы о сотрудничестве русских авангардных художниц – Натальи Гончаровой, Любови Поповой и Александры Экстер – с хореографами начала века. Сейчас она готовит статью на эту тему. Увы, у отечественных исследователей русский балетный авангард вызывает меньший энтузиазм.