16.05.2009 | 22:11

Любите ли вы театр?

Любить театр так, как его любил Виссарион Белинский – то есть всеми силами души, со всем энтузиазмом и исступлением, никто никого никогда не принуждал. Но и сегодня по всему миру есть великое множество театралов. Сколько именно? Является ли сегодня театр постоянным возбудителем наших чувств? Всероссийский центр изучения общественного мнения опросил 1600 человек в 140 населенных пунктах 42 областей, краев и республик Российской Федерации. О результатах исследований рассказывают "Новости культуры".

Марк Захаров репетирует "Вишневый сад" в хорошем настроении. Россияне считают его лучшим режиссером, а театр "Ленком", наряду с Большим и "Современником", входит в тройку самых популярных. На названия спектаклей память у россиян совсем плоха, но один процент опрошенных сходится в любви к шедевру Марка Захарова "Юнона и Авось". Эта всенародная любовь родом из 1970-х – 1980-х.

"Это были времена железного занавеса, люди еще не видели подобного рода зрелищ, и спектакли, стихи могли собирать стадионы. Сейчас это просто невозможно", – заверяет Марк Захаров.

Театральная репутация – вопрос долговременного строительства. Большой театр и МХТ, "Ленком" и "Современник" существуют уже не первое десятилетие. А любовь современного зрителя к актерам пропорциональна частоте их появления на кино- и телеэкранах. Чемпион – Сергей Безруков, емув затылок дышит Олег Табаков. "Все равно все ограничивается телевизором. Знают только тех, кого видят в кино, помнят с детства", – замечает сотрудник ВЦИОМ Ольга Каменчук.

Любовь российских граждан к театру ВЦИОМ ежегодно поверяет алгеброй процентов. Любовь эта лишь отчасти зависит от финансовых катаклизмов, но в целом неизменна. 47 процентов опрошенных практически не посещают театр, 29 – никогда там не бывали, 23 – ходят в театр примерно раз в год, и только один процент бывает в театре каждый месяц.

"Из этого одного процента, ноль-ноль-ноль десятых интересуется театром современным", – утверждает художественный руководитель театра "Практика" Эдуард Бояков. И все же он решил бороться за эту малую величину, когда четыре года назад открывал свой театр. Вот как он видит зрителя, пришедшего сегодня на спектакль "Капитал" по пьесе Владимира Сорокина: "Современный беспокойный человек, понимающий, что искусство – это не социальный ритуал, приближенный к музею, а это политика, то, что определяет нашу жизнь".

По сути, Эдуард Бояков сделал ставку не на театралов, а на читателей современной литературы, аудиторию центров современного искусства и артхаусных кинотеатров. ""Я театр не люблю, но нам спектакли театра "Практика", нравятся" – эта фраза стала определяющей", – добавляет он.

Если Эдуард Бояков угадал, и эти люди из зрительного зала на 87 мест способны стать лидерами общественного мнения, то через двадцать лет название его театра появится в соцопросах.

Развитием театральной аудитории будущего занимается и Ольга Рогинская. Гимназисты, которым она преподает литературу, попадают в тот самый один процент россиян, что посещают театр раз в месяц. "Очень многие театры любят ребята. Чувствующие, мотивированные зрители, но это потому, что мы их готовим, с ними обсуждаем до, после и во время спектакля", – говорит она.

Для этих десятиклассников поход в театр превратился в форму личного развития. "Я уже не надеваю платьица, а прихожу туда, как домой. У меня есть любимые режиссеры", – рассказывает ученица десятого класса гимназии №1514 Маша Попова.

Они ориентируются в афише и знают, как не раззориться на билетах. "Ольга Олеговна стала делать рассылку на почту с предложением сходить в театр бесплатно. Кто хочет – тот ходит", – поясняет ученик десятого класса гимназии №1514 Тимофей Абалакин. Этой же рассылкой пользуются и студенты МГУ, что посещают семинары Ольги Рогинской.

Интерес к театру у этих людей уже сформирован, и они знают: когда речь идет о театре, дорого совсем не значит – хорошо. А еще им повезло жить в мегаполисе, где театры есть. Но кто поможет жителям средних городов, которых не устраивает качество спектаклей, и жителям малых городов и поселков, в которых театров попросту нет? Этот вопрос адресован, скорее, к тем, кто театры строит. Однако есть опасение, что для "строителей" финансовый кризис – более серьезный аргумент, чем для людей, которые продолжают любить театр, несмотря ни на что.