16.05.2009 | 22:23

Жан Габен: "Мне надо застыть, все загнать во внутрь"

Завтра исполнится сто пять лет со дня рождения известного французского актера Жана Габена. По свидетельству тех, кто его знал, он обладал невыносимо тяжелым, вспыльчивым характером. Он был серьезным и абсолютно естественным, при этом удивительно киногеничным. Его герои на редкость достоверны. Возможно, в этом кроется секрет его необыкновенной популярности. Во Франции его именем названа одна из национальных премий, которая вручается лучшему молодому актеру. Рассказывают "Новости культуры".

Когда в конце 1950-х вышел фильм про комиссара Мегрэ, автор детектива Жорж Сименон признался: уже с конца 1930-х годов образ угрюмого полицейского он списывал с реального человека, имя которому – Жан Габен. Таким образом, сам того не зная, актер сыграл самого себя.

Кинокритик Ирина Рубанова вспоминает вечер Жана Габена в Доме кино, который прошел в конце 1970-х. Были показаны два неизвестных фильма, а в переполненном зале собрались лучшие актеры ведущих театров Москвы. Для них это было что-то вроде мастер-класса. "Это, конечно, был абсолютный актерский феномен. Фильмы с Жаном Габеном, даже не такие старые, 1960-х годов, безнадежно устарели, а он сам – нет", – говорит Ирина Рубанова.

Жан Габен (настоящее имя – Жан Алексис Монкорже) был молчаливым и замкнутым. Такими были и его персонажи. Он старался избегать интервью, не оставил мемуаров. Известно, что Габен очень не хотел быть актером. Глядя на отца, артиста кабаре, вынес вердикт: это не профессия, а сплошное притворство. Историк французского кино Виктор Божович замечает: позже, когда Габен будет сниматься в кино, он никогда не возьмется за двоедушных и подлых персонажей.

"Его герои отличаются необыкновенной реальностью их пребывания на экране. В этом его огромная сила. Думаю, что существует глубокая внутренняя связь между габеновскими героями и им сами как человеческой личностью", – замечает Виктор Божович.

В кино Габен шагнул без всякого актерского образования со сцены парижского варьете. Там, поддавшись уговорам родителей, он пел и танцевал в опереттах. В 1937 году вышли сразу два фильма с Габеном. Дювивье выпустил "Пепе Ле Моко", Ренуар – "Великую иллюзию". Жан Габен купался в лучах мировой славы.

Конец 1930-х годов считается временем его расцвета: "Набережная туманов" и "День начинается" Марселя Карне, "Человек-зверь" Ренуара. Многие удивлялись: что же это за актер? От него нельзя оторваться, при этом у него полностью отсутствует мимика и пластика!

"Когда он начал сниматься, он увидел на экране свое лицо и пришел в ужас: "Мне надо застыть, все загнать во внутрь". Он себе не нравился", – рассказывает Ирина Рубанова.

Вторая мировая война разделила его жизнь на "до" и "после". Эмиграция в Штаты, пара неудачных фильмов, возращение во Францию добровольцем на фронт. После войны миф трагического экранного героя Габена постепенно стал таять. И все же экранизация полицейского романа "Не тронь добычу" в 1954 году вынесла его на новую волну успеха.

"Герой Жана Габена – это герой мужественный, бескомпромиссный, готовый к схватке не на жизнь, а на смерть, несущий в себе ощущение своего трагического конца. Наверное, поэтому он и стал выразителем времени", – полагает Виктор Божович.

За всю жизнь он снялся в семидесяти фильмах. Французский поэт и сценарист Жак Превер однажды написал: "Жан Габен – это сама очевидность судьбы человека, публично сыгравшего роль своей жизни".

Читайте также:
105 лет со дня рождения Жана Габена