18.05.2009 | 12:22

В экспозиции - воссозданные декорации к спектаклям Дягилева

В этом году весь мир отмечает столетие "Русских сезонов" Сергея Дягилева – блистательной антрепризы, которая открыла новую страницу в искусстве XX века. Сегодня декорации и костюмы легендарных дягилевских спектаклей, околдовавших Европу, воссоздают московские художники Анна и Анатолий Нежные. И это не просто реконструкция шедевров Бакста, Бенуа и Головина, а попытка их осмысления в художественном контексте эпохи. Подробности – у "Новостей культуры".

Ровно сто лет назад, 18 мая 1909-го года, Сергей Дягилев прорубил второе окно в Европу. В этот день, в Париже, на сцене театра "Шатле" состоялась премьера знаменитых "Русских сезонов". Это был триумф русского искусства. Выставка, посвященная "Русским сезонам", растянулась на 150 метров – на всю длину Красной Площади.

Дягилев совершил революцию в театральном искусстве. Его спектакли оформляли не декораторы, как это было в казенных императорских театрах, а самые прогрессивные художники своего времени – Бакст, Бенуа, Головин, Серов. Двадцать лет Дягилев удивлял Европу. Это была экспансия русского искусства на Запад.

Анатолий Нежный, художник: "Были привлечены Мусоргский, Стравинский, Римский-Корсаков. Все это обрушилось на европейскую публику каким-то мощным потоком. Это был фейерверк красок, эмоций".

В 93-м Андрис Лиепа реконструировал на сцене "Маринки" три дягилевских спектакля – "Жар-птицу", "Шахерезаду" и "Петрушку". Костюмы и декорации восстанавливали по сохранившимся эскизам Бакста, Бенуа и Серова.

Анна Нежная, художник: "Я брала эскизы, вычленяла оттуда орнаменты и создавала из этого специальные шелковые ткани. Поэтому 70 процентов костюмов – оригинальны и аутентичны относительно тех задумок, которые делал сам Леон Бакст".

Анатолий Нежный, художник: "Бакст подходил к эскизам не только как к танцевальным костюмам, он пытался поразить ими публику и выставлял их как произведения искусства. Поэтому многие костюмы были не приспособлены для танца. Так, костюм "Жар-птицы" был довольно тяжел, с тяжелыми шароварами, из тяжелой ткани, неприспособленной обувью. Поэтому, это повлияло на изменение характера костюма".

Анна и Анатолий Нежные реконструировали не просто костюмы и задники для спектаклей. Они реконструировали само время, идеи художников "Мира искусства".

Анна Нежная, художник: "Здесь именно их идеи хотелось воплощать не только в виде иллюстраций к балетам, но и в целом мировоззренчески. Потому что художник был лидирующей фигурой в создании всех балетов – и Бенуа, и Бакст, и Головин, и Серов – все они были в первую очередь живописцами, но и соавторами и главными креаторами балетов "Русских сезонов" Дягилева".

"Русские сезоны" Дягилева Европа запомнила надолго. После "Шахерезады" даже вошло в моду носить чалмы и туфли с узкими носами. За 20 лет Дягилев поставил 80 спектаклей. Из них пока только 7 реконструированы Андрисом Лиепой. А, значит, в XXI веке "Русские сезоны" только начинаются.

Читайте также: Анна Грибкова о воссозданных декорациях к спектаклям Дягилева

Все материалы о фестивале "Черешневый лес">>>