18.05.2009 | 19:41

Музей начинается с тапочек!

Сегодня, в День музеев, есть повод поговорить не только о глобальных проблемах – например, о том, каким быть музею XXI века, но и о вещах будничных. Через музейные залы ежедневно проходят тысячи посетителей, и каждый приносит вместе с обувью уличную грязь, которая вредна не только для уникального паркета, но и для экспонатов. Каждый из нас с детства помнит безразмерные войлочные тапочки, снабженные для удобства прочными завязками. Сегодня эта экзотическая обувь – уходящая натура. Их уверенно вытесняют одноразовые бахилы. О традициях и инновациях в сфере музейной обуви рассказывают "Новости культуры".

Еще десятилетие назад каждый музей начинался с так называемой "тапочной", где в огромном ящике каждый выбирал себе пару. Но сегодня дресс-код меняется: на смену войлоку идет полиэтилен.

"Пришли одноразовые бахилы. Они сегодня такие, что у каждого, кто их берет в руки, вызывается четкая ассоциация с больницей. Значит, надо как-то их переделать. Может быть, они должны быть черные, темно-коричневые, темно-зеленые", – замечает генеральный директор музея-заповедника "Петергоф" Елена Кальницкая.

Впрочем, отдавая должное прогрессу, музейщики с ностальгией вспоминают времена, когда музей начинался с тапочек огромного размера. Чтобы не упасть, малыши не ходили, а скользили по залам. И не знали, что в этом заключается едва ли не главное достоинство войлока. Он до блеска натирает исторический паркет. В отличие от бахил, которые не могут справиться даже с женскими каблуками.

"Прорвалась вот эта вот бахила какая-нибудь – все равно попадает вода на этот паркет или песочек. Остается после этого пятнышко", – поясняет заведующий отделом "Дворцы-музеи парка "Александрия" и "Павильона колонистского парка"" музея-заповедника "Петергоф".

После войлока нет ни единого пятна. В конце каждого рабочего дня тапочки чистят мощным ранцевым пылесосом. Так, вместе с песком и пылью развеивают еще один миф о, якобы, грязной музейной обуви. За чистую репутацию тапочек бьются и в сохранившихся швейных мастерских. Теперь войлочная форма и дермантиновое содержание будут предохранять музейную обувь от грязи.

"Внутренняя сторона состоит из кожзама, который можно протереть тряпочкой и просто стряхнуть тот сор, который попадает с обуви", – говорит специалист швейного производства Галина Завадская.

Такая обувь не только прочная, но и долговечная. Одна пара служит несколько лет и в конечном счете, оказывается значительно дешевле неэстетичных бахил. Тем не менее, в последние годы войлочные тапочки почти не заказывают. Видимо, забыв, что именно они прошли по музейной истории, в которой мелочей не бывает.