19.05.2009 | 11:32

"Эпоха Фаберже" в Пушкинском музее

Современники сравнивали его с Челлини и с Дягилевым. Имя Карла Фаберже во всем мире стало символом российского ювелирного искусства. Более трехсот произведений декоративно-прикладного искусства представлено на выставке "Эпоха Фаберже", которая открывается сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. В начале XXI века драгоценные фантазии Фаберже продолжают интриговать и коллекционеров, и искусствоведов, ведь многие их секреты до сих пор не разгаданы. Рассказывают "Новости культуры".

Сказочно-волшебный образ эпохи Фаберже состоти из предметов, которые кажутся нереальными. "Мы понимаем, что время конца XIX – начала XX века не было таким сияющим и красочным для всех слоев общества. Но если мы отвлечемся, то в этом мире сказки, созданном по зкакзу членов императорской семьи и очень богатых людей, как будто отразились мечты и мастерство тех самых искусников, которых воспел в "Левше" Лесков", – говорит заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ксения Богемская.

От спичечниц, лорнетов и портсигаров до пасхальных яиц. В экспозиции есть и пасхальное яйцо с золотой курочкой, сделанное по заказу императора, с которого началась знаменитая серия. Оно было подарено Николаем Вторым Александре Федоровне в первую годовщину коронации. Оно декорировано узором мантии Александры Федоровны, а внутри – сюрприз – карета, уменьшенная копия настоящей.

"Эта карета была создана в середине XVIII века по заказу Екатерины Второй и хранится в Эрмитаже. Фаберже при создании кареты полностью повторил и внутреннее убранство, и даже технические особенности кареты. Там есть рессоры, она и едет, и поворачивает. Она много чего умеет", – заверяет сотрудник Отдела личных коллекций Пушкинского музея Екатерина Лисицына.

Гильоше – Фаберже одним из первых использовал эту систему обработки поверхности металла под эмаль. Используя такой прием, можно было создавать иллюзию любого материала.

"Эмаль по гильоше, которая покрывает спинку кресла, имитирует красное дерево, и зеленая эмаль, которая покрывает перед кресла, прекрасно имитирует китайский шелк", – рассказывает сотрудник Отдела личных коллекций Пушкинского музея Оксана Лопатина.

На такие предметы для услаждения взора в светском обществе был невероятный спрос. Многие были выполнены в единственном экземпляре. "Когда мы говорим о стиле Фаберже, надо говорить, что это стиль Валентина Серова, Бенуа и Савицкого. Все эти знаменитые русские художники, скульпторы, академики, они создали фирменный стиль Фаберже", – заверяет координатор выставки, сотрудник Музеев Кремля Татьяна Мунтян.

Фаберже признавался, что его мало интересовала дорогая вещь, если ее цена зависела лишь от количества бриллиантов или жемчуга. Это отличало его от конкурентов. Говорят, что любая вещь, которая не соответствовала жестким стандартам совершенства, уничтожалась.

Как свидетельствуют Прейскуранты Московской фабрики Фаберже, в конце каждого года все изделия, которые оставались непроданными, отправлялись в переплавку. Карл Густав Фаберже всегда стремился к идеалу.