19.05.2009 | 14:34

Анна и Анатолий Нежные "воскресили" спектакли "Русских сезонов"

В этом году мир отмечает столетие "Русских сезонов" Сергея Дягилева – блистательной антрепризы, которая открыла новую страницу в искусстве XX века. Художники Анна и Анатолий Нежные поставили перед собой, на первый взгляд, невыполнимую задачу – максимально точно воссоздать декорации и костюмы легендарных спектаклей. На выставке, которая открылась 18 мая в Москве, коллекция впервые экспонируется полностью. "Новости культуры"
оценили результаты работы художников.

Шестнадцать лет назад Андрис Лиепа взялся за реконструкцию балетов, показанных в начале прошлого века в Европе, в рамках дягилевских "Русских сезонов". В соавторы столь грандиозного проекта выбрал молодых художников – Анну и Анатолия Нежных.

Андрис Лиепа, заслуженный артист России: "Больше 15 лет мы работаем вместе, восстановлено 10 спектаклей, досконально восстанавливаются декорации Бакста, Бенуа, Головина".

В работе Анна и Анатолий изучают эскизы и фотографии декораций и костюмов, сделанных современниками Дягилева. Но этим вовсе не ограничиваются. В оформление каждого балета они вносят новые, авторские элементы.

Анатолий Нежный, художник: "Это наш взгляд на эти спектакли из XXI века как современных художников. Подходя к этому детально и разрабатывая все материалы, поднимая архивы, в каждом спектакле есть нюансы, которые мы внесли самостоятельно".

Самостоятельно художники выбрали и место для экспозиции. Не традиционные музейные залы, а линии ГУМа.

Анна Нежная, художник: "Мне показалось уместным сделать эту выставку как театральную инсталляцию. Мы хотели воплотить здесь идеи, которыми обогатился наш опыт при работе в театре".

Кстати, работу в театре Нежные начали с сюрприза, который преподнесли Андрису Лиепе и всем своим зрителям. Анатолий сделал занавес, которого у Дягилева никогда не было. Но теперь это один из символов "Русских сезонов".

Анатолий Нежный, художник: ""Ле Сезон Рус" - "Русские сезоны" -обозначают собой танцующие буквы. Две – из балета "Петрушка", две – из балета "Жар-птица" и две – из балета "Шахерезада". Они одеты в костюмы тех эпох и тех спектаклей.

Эта выставка стирает грань между двумя веками. Отделить идеи Бакста, Бенуа, Головина от идей Анны и Анатолия Нежных практически невозможно.

Андрис Лиепа, заслуженный артист России: "Мне кажется, это тоже своего рода подвиг, когда художник имеет возможность раствориться в художниках прошлого века".

И что немаловажно – сохранить при этом индивидуальность.

Все материалы о фестивале "Черешневый лес">>>