19.05.2009 | 19:30

"Русские сезоны" Дягилева: все началось сто лет назад

Сто лет назад, 19 мая 1909-го года в Париже, на сцене театра "Шатле", состоялась премьера знаменитых балетных "Русских сезонов" - в тот день Сергей Дягилев в буквальном смысле "прорубил" второе окно в Европу. И через него на Запад "устремилось" новое русское искусство - блистательных танцовщиков и хореографов, музыкантов и художников. Это была настоящая "экспансия" русского искусства, о которой и сегодня в Европе вспоминают с восхищением. Из Парижа – "Новости культуры".

Тогда, в апреле 1909-го года, театр "Шатле" уже был зарезервирован за труппой Дягилева, и его начали готовить для выступлений: увеличили сцену, на месте части партера сделали лоджии и обновили интерьер. Вообще, это внимание к деталям для Дягилева очень типично - ведь его составляющие успеха - это не только хореография, но и музыка, и живопись, и декорации. И все это вместе Париж увидел 19 мая.

Великая русская балерина Тамара Карсавина - на этой парижской сцене ее тогда, в 1909-м, ждал такой же успех, как за три года до этого - русских художников на знаменитом осеннем салоне. Михаил Фокин предложил публике пять постановок – "Павильон Армиды", "Половецкие пляски", "Пир", "Сильфиды" и "Клеопатра". Декорации и костюмы работы Рериха и Бенуа, музыка Римского-Корсакова, Глинки, а затем и Стравинского. У такого созвездия громких имен мог быть только триумф.

Жан-Люк Шоплин, директор театра "Шатле" (Париж): ""Русские сезоны" для "Шатле" - это такое важное событие в памяти театра, и с тех пор мы привыкли говорить, что мы и доступный театр, и, в то же время, непростой. То есть, мы открыты широкой публике, но можем представить и что-то невероятное, очень творческое, что будет большим спектаклем, феерией, удивительнейшей историей".

Так все и было - а уже со следующего, 1910-го года, труппа снова была в Париже, только в Гранд-Опера. Дягилев останавливался в Гранд-Отеле. Номер 3138 – скорее всего - готовили для него. За дверью - интерьер, в котором и сегодня все напоминает о балете и музыке.

Па Бласко де Лафуенте, сотрудник гостиницы "Гранд-Отель Интерконтитенталь": "Вот, собственно, тот номер, в котором он проводил месяц за месяцем, когда работал в Опере, вид в ту сторону открывается удивительный, и сегодня каждый раз, когда у нас останавливаются известные танцоры - мы стараемся разместить их здесь - для них это часть мечты".

Дягилевские сезоны покорили не только Париж, но и прочие столицы Европы, особенно громкий успех был в британской столице - повсюду выступления труппы были как импульс - балет в каждой из стран начинал развиваться, балетные костюмы влияли даже на моду".

Ольга Стругова, зам. директора Музея декоративно-прикладного искусства (Москва): "Королева венчалась в платье под влиянием костюмов дягилевских балетов. Дело в том, что в это время русское искусство, выражаясь современным языком, стало входить в моду. Это же был период, когда Россия впервые так широко выступила. И все, что мы здесь видим, это как раз проявление этого настоящего русского стиля, который родился в Серебряном веке".

Для образа России за границей Дягилевские сезоны были - как многолетние усилия талантливых политиков и дипломатов. Такая упорная и очень результативная пропаганда - объект которой - русское искусство. "Русскими сезонами" далеко не всегда восхищались, иногда и ругали, но невероятный интерес был всегда. И со времен Дягилева первенство русской школы балета в мире, пожалуй, никто никогда не оспаривает.