20.05.2009 | 11:48

От интеллигента до дикаря – один шаг. "Бог резни" в "Современнике"

Апокалипсис семейного масштаба разыграется сегодня на сцене театра "Современник". В рамках фестиваля "Черешневый лес" там состоится премьера спектакля "Бог резни" в постановке Сергея Пускепалиса. Для своего дебюта в "Современнике" режиссер выбрал камерную по составу исполнителей, но глобальную по охвату проблем пьесу французского драматурга Ясмины Реза. Встреча двух семейных пар, собравшихся обсудить школьный конфликт своих детей, оборачивается сеансом разоблачения современной цивилизации. Рассказывают "Новости культуры".

Какая дистанция разделяет интеллигентного, здравомыслящего, образованного европейца и дикаря, способного убить врага голыми руками? Она значительно короче, чем можно подумать. Буквально один шаг. Для всех, кто обольщается насчет человеческой природы, Ясмина Реза и написала свою пьесу. Менее чем за два часа глазах у зрителей происходит это превращение, и каждый понимает, что в сложившейся ситуации он выглядел бы точно так же.

"Не может быть такого, когда зритель откидывается в кресле и смотрит спектакль "про них". Нет, это про нас!" – утверждает художественный руководитель "Современника" Галина Волчек.

Каждый из героев узнаваем. Самый "французский" типаж достался Ольге Дроздовой. Ее героиню собственный муж обвиняет в излишней социальной активности и даже негодующе называет Джейн Фондой. Эта "шпилька" в адрес американского образа жизни вполне в духе французских интеллектуалов.

"Социально активных женщин в России просто нет. У нас время цинизма, все разбежались по своим норкам", – замечает заслуженная артистка России Ольга Дроздова.

Впрочем, когда дело касается детей – а сутью конфликта между двумя семьями становится драка их одиннадцатилетних сыновей – любая женщина становится социально активной.

Документальность пьесы поражает. Иногда происходящее на сцене довольно трудно назвать комедией. Когда жена удачливого адвоката в полном отчаянии выбросит неумолкающий телефон своего мужа в вазу с водой, зрительницы в зале вряд ли будут смеяться. Слишком знакома им эта ситуация.

Интеллектуальная комедия предполагает виртуозное взаимодействие актеров на сцене. В этом спектакле звездное поколение "Современника" предстает во всем актерском блеске.

"Ты, как летчик-истребитель, должен владеть ситуацией, быть готовым к импровизации, ведь, не меняя текста, можно изменить смысл", – поясняет заслуженный артист России Владислав Ветров.

Над кем смеемся – над собой смеемся. Эта банальность вряд ли обидит авторов спектакля в "Соврменнике". Ведь именно так и говорят о действительно хорошей комедии.

Все материалы о фестивале>>>