20.05.2009 | 13:11

Александр Дейнека: "Писать солнечно и светло"

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Александра Дейнеки – классика соцреализма, автора хрестоматийных полотен "Оборона Петрограда" "Москва. 1941 год", "Оборона Севастополя". Казалось бы, его творчество навсегда осталось достоянием советской эпохи, однако специалисты уверены: значение художника нам еще только предстоит осмыслить. Третьяковская галерея готовит сразу несколько выставок, которые откроют зрителям неизвестного Дейнеку. Проектом уже заинтересовался Русский музей и галерея "Тейт". Кроме того, в эти дни выходит первый том издания, посвященного мастеру. Рассказывают "Новости культуры".

Это кажется невероятным, но личность одного из самых известных и титулованных художников соцреализма – Александра Дейнеки – сегодня оказалась в числе самых малоизученных. О драматичных моментах в судьбе мастера сегодня забывают или просто не знают.

"Мы не знаем, каким образом пережил расстрел Клуциса, латышских художников, друзей. Его детище, Московский институт декоративно-прикладного искусства был закрыт", – замечает сотрудник Третьяковской галереи Наталья Александрова.

В залах Третьяковской галереи можно увидеть только оптимистичные работы 1920-х – 1930-х годов, которые традиционно считаются лучшими. Жизнерадостные трудовые будни, летящие атлеты, рабочие с телосложением античных статуй. И все же большая часть наследия мастера хранится в запасниках. Получается, что Дейнека-скульптор и Дейнека-график известен только специалистам. Как и работы 1950-х годов, которые были написаны после "Обороны Севастополя". Тогда мастер, обласканный властью, был обвинен в формализме.

"Имеется в виду приоритет формы над содержанием. Конечно, Дейнека следил за формой, и форма его была блестящей. Но это не значит, что он противопоставлял одно другому", – поясняют в музее.

Сегодня формальным стал сам взгляд на личность художника. Продолжается дискуссия на тему: ценны ли работы Дейнеки сами по себе, искусство это или только пропаганда, часть истории Советского Союза? В Третьяковской галерее готовят большой курс ликбеза – выставочный проект, который покажет малоизвестного Дейнеку.

"В нашу задачу входит возврат того взгляда на мир, который позволяет видеть его многомерно. Это способность, которую возвращает нам Дейнека", – говорит сотрудник Третьяковской галереи Наталья Александрова.

Из Курска на выставку в Третьяковку привезли более ста графических листов. Их передала в дар музею вдова художника. "Работы в хорошем состоянии. Многие отреставрированы в самом музее", – отмечает хранитель Третьяковской галереи Ольга Колобова.

Впервые будут демонстрироваться книжные иллюстрации Дейнеки, его агитплакаты и рисунки в журнал "Безбожник". Известно, что художник делал сотни графических зарисовок, предпочитая их фотоснимкам. В Курске посетители музея могут посмотреть на графику Дейнеки в бинокль. По такому же принципу она показана в первом томе издания, которое выйдет к юбилею мастера.

"Здесь взята оптика приближающая. Можно увидеть детали. Но за каждой деталью – мир. Этого никто не замечал", – поясняет искусствовед Татьяна Юткевич.

Часть композиции у Дейнеки всегда можно рассматривать как самостоятельное произведение. "Перед спуском в шахту" – первая картина, на которой художник испробовал этот прием. Фактически, получился увеличенный графический рисунок.

Роль Дейнеки в живописи тоже предстоит переоценить. Это задача следующих томов издания. "Сейчас работаем над вторым томом. Там будет архив. Он не был разобран и опубликован", – говорит издатель Ирина Остаркова.

Подпись художника – "ДА". Специалисты отмечают, что в отношении Дейнеки это символично. Он говорил "да" своей любви к жизни, был открыт для всего нового. "Писать солнечно и светло" – вот его главный принцип, и Дейнека ему никогда не изменял.

Читайте также:
Александр Дейнека: "Хочется солнечно говорить об искусстве…"