19.06.2012 | 19:44

Фотовыставка "Провинциальное наследие. Костромская область"

Городская и сельская архитектура, чудом сохранившаяся планировка старой деревни, – ни одна деталь не ускользает от пристального взгляда трех фотографов-ученых, результат кропотливой многолетней работы которых представляет выставка «Провинциальное наследие. Костромская область». Более 400 церквей, 250 иконостасов, сотни обмеров и тысячи фотографий. Экспозиция в выставочном зале журнала «Наше наследие» представляет избранные снимки. Рассказывают «Новости культуры». 

Эти фотографии – результат 15-летнего исследования Костромской области – ее городов, деревень, церквей, иконостасов и живописи. Виталий Рудченко увлечен Костромой уже более сорока лет. Признается, более выразительной архитектуры он не видел.

«Это озера, пересеченная местность, древнерусские города и, конечно, архитектура. Фантастической красоты памятники архитектуры. Особенно интерьеры, живопись, иконостас – все это в одном регионе, и чувствуется своя школа», - рассказывает член Союза фотохудожников России и АИС Виталий Рудченко.

О том, как выглядели некоторые иконостасы, теперь можно узнать, только глядя на фотографии Виталия Михайловича. За 20 лет в области погибло около 40 шедевров. А Елена Щеболева, специалист по культуре Костромской области, еще помнит дома с уникальной росписью на стенах, с расписными сундуками, переборками и карнизами, которых тоже почти не осталось.

«Мы ничего не делали здесь специально. Мы для выставки ничего не снимали специально. Это наш экспедиционный материал. Просто когда ты приходишь и видишь это, просто душа заходится от красоты», - отмечает ведущий научный сотрудник Государственного Института искусствоведения Елена Щеболева.

Ежегодно, летом, команда из нескольких человек отправляется в российскую глубинку, чтобы не выборочно, а полностью запечатлеть сохранившиеся памятники. Результатом многолетних путешествий стали 13-томный каталог «Памятники архитектуры Костромской области».

«Этот дом, конечно, тоже, имеет отношение к истории, к истории архитектуры, истории крестьянского строительства. В наш каталог он, мне кажется, не попал, просто это такой живописный снимок, который отражает в какой то степени состояние нашего культурного наследия», - объясняет заведующий отделом Свода памятников ГИИ Георгий Смирнов.

Костромские памятники называют уходящей натурой. Из деревянных церквей уцелели лишь единицы, а качество реставрации каменных подчас не выдерживает критики. Участники этой выставки стараются собрать уцелевшее, оставляя за кадром вопрос о его дальнейшей судьбе.