21.05.2009 | 11:29

История вышивки в русском искусстве ХХ века

Вышивка как авангардное искусство. В век нано-технологий и хай-тек-дизайна столичная галерея "ПРОУН" решила вспомнить о рукоделии. Оказалось, что вышивкой занимались многие известные художники, в том числе супрематисты во главе с Казимиром Малевичем. Современные художники тоже отдают должное этому старинному искусству. Так возникла идея выставочного проекта "Ручной труд". Его цель – проследить историю вышивки в русском искусстве ХХ века. О подготовке экспозиции рассказывают "Новости культуры".

Идея выставки "Рукоделие" появилась около десяти лет тому назад, после того как в Москве прошла выставка "Амазонки русского авангарда". Оказалось, что Удальцова, Экстер, Попова, Розанова увлекались не только формотворчеством, но и такой традиционной техникой как вышивка. "Захотелось повернуть эту тему ровно наоборот – в женственное, мягкое, чувственное, не концептуальное", – говорит галерист Марина Лошак.

Тема оказалась неисследованной, да и сами вышивки пришлось собирать по крупицам в частных собраниях. Подготовка экспозиции оказалась очень сложной. "Трудно понять, как показывать. Не все можно одеть в раму. А нужно придумать разные способы. Что-то хочется оставить открытым, чтобы фактура была видна, что-то – наоборот, закрыть, чтобы спасти от людей, которые любят потрогать", – поясняет Лошак.

Пока одни сотрудники примеряли для работ рамы и вырезали паспарту, другие отбирали произведения, которые смогут ужиться друг с другом. Выставка не будет ретроспективной. Работы соединяются по темам и стилям. Отдельно будет представлена группа Малевича, которая еще в 1910-е годы активно сотрудничала с народными мастерами. Недалеко от Киева, в селе Вербовка, в то время была создана экспериментальная художественная артель. Авангардисты делали эскизы, а народные мастера вышивали по ним произведения в стиле модерн. Два года назад преподаватели и студенты Института декоративного искусства в Киеве решили восстановить работы, созданные тогда в Артели.

"Это вышивка гладью – то есть как живопись иглой, которая была развита в XVII – XVIII веках. И от нее отталкивались мастера этого центра. Живопись иглой передает все нюансы цвета. Очень сложная техника", – рассказывает доктор искусствоведения Татьяна Кара- Васильева (Киев).

Свою технику придумала художница Александра Лукашевкер в 1980-е годы. Она создавала вышитые миниатюры, по изящности исполнения напоминающие живопись импрессионистов. Эти работы сохранили ее друзья. "Вот эта работа – "Яблочный Спас". Здесь очень сложное построение. Как фреска или мозаика возрожденческая. Часто перепарывалась, что-то изменялось. Такой же процесс, как в живописи", – замечает художник Ирина Затуловская. Она использовала технику коллажа при оформлении "Евгения Онегина". Получилось необычно и нетрадиционно. Актуальные художники охотно работают с вышивкой, и для них это концептуальное искусство.