21.05.2009 | 13:16

Глеб Панфилов – к 75-летию режиссера

75 лет сегодня исполняется режиссеру Глебу Панфилову. В его фильмографии всего одиннадцать картин – довольно скромно, по нынешним временам. Но большинство из них причислены к "золотому фонду" отечественного кино. Сам мастер утверждает, что этими достижениями он обязан Инне Чуриковой – своей жене и музе, которую снимает почти в каждом фильме. Рассказывают "Новости культуры".

Химик-технолог по первому образованию, режиссер – по второму, а за городом он и вовсе цветовод-любитель. Разбираться во всех букетно-ботанических премудростях Панфилову не обязательно. Его главная мудрость – букеты дарить. Уж очень Инна Чурикова любит цветы.

Точно в цель Глеб Панфилов попал еще сорок один год назад, когда на телеэкране увидел Бабу-ягу – такую необычную, с такими глазами. Именно ее он захотел снять в своем первом фильме. Но он жил в Свердловске, а передача шла из Москвы. Что это был за спектакль Панфилов не запомнил, так как не успел разглядеть титры.

"Ролан Быков прочитал сценарий и сказал: "Я знаю кто сыграет Таню Теткину гениально". Я говорю: "Кто?" – "Лидия Чурикова, артистка Московского ТЮЗа". Я немедленно позвал туда своего помощника. Утром следующего дня он звонит и говорит: "Нашел, только не Лидию, а Инну Чурикову", – рассказывает режиссер.

Фильм "В огне брода нет" и необычный взгляд на Гражданскую войну тогда приняли не все. Про главную героиню – санитарку и художницу – кто-то говорил: "Странная она, эта Таня Теткина". Для режиссера она просто святая душа. Сначала Панфилов так и назвал свой первый фильм. Вторая картина – "Начало" – создавалась уже специально под Чурикову. Там появилась уже другая святая. Дева французская Жанна. Про этот фильм в фильме многие говорили: эти эпизоды стоят больше, чем отдельные, полнометражные ленты о Жанне Д'Арк. Панфилов мечтал, чтобы эпизоды стали кинопробами к его большой ленте о Жанне. Сценарий не утвердили. Спрашивали: ну почему Франция, а не Россия, почему Д'Арк, а не Космодемьянская? О своей Жанне, признается Панфилов, он до сих пор мечтает.

"Ее трактуют по-разному. Как минимум, странная девушка, а еще, более того, не совсем психически здоровая девушка. С неким надломом, или изломом. Патриотический, но все же излом. По моей версии, эта девушка абсолютного, удивительного, полноценного здоровья, которая просто одержима желанием спасти свою Францию. Вот и все. Вот, в чем ее особенность", – поясняет режиссер.

Фильм "Тема" семь лет пролежал на полке, а потом вдруг получил "Золотого медведя" в Берлине. Дважды Панфилов обращался к Горькому – в картинах "Васса" и "Мать". Фильм "Мать" с триумфом встречали в Каннах. "Аплодисменты были, не поверите, семнадцать с половиной минут. Пока мы с Инной не вышли из зала, я не знал, что не делать, она не знала", – вспоминает Панфилов.

Его самое сильное потрясение – "Летят журавли" Калатозова. После этого фильма Панфилов и сам захотел стать режиссером. Он говорит, что сейчас все так же любит хорошее кино – после него работать хочется. О том, какие фильмы его вдохновили, режиссер умалчивает, но признается, что идеи для новых картин у него есть. Вот только говорить о них пока не будет.

Читайте также:
75 лет Глебу Панфилову. "Каждая работа для него – это мир, которым он живет"

Путин поздравил с 75-летием режиссера Глеба Панфилова

Президент России поздравил режиссера Глеба Панфилова с 75-летием