22.05.2009 | 12:09

О реставрации в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга

В Петропавловском соборе продолжается восстановление скульптурного убранства иконостаса. Реставрация ведется уже почти пятнадцать лет, однако пока выполнена только десятая часть необходимых работ. По словам специалистов, и такой результат можно расценивать как серьезную победу. Рассказывают "Новости культуры".

Коронация царя Давида – последний штрих многолетней реставрации скульптурного убранства иконостаса Петропавловского собора. Восстановлены и заново позолочены около тридцати фигур иконостаса. В 1950-е годы послевоенные мастера шли наипростейшим путем, меняя комбинированную позолоту на однородное покрытие. "Мы сейчас восстанавливаем иконостас в авторской технике. Как вы видите, одежды сделаны блестящими, а рисунок выявляется с помощью матового золочения", – рассказывает реставратор Галина Доля.

В 30-е годы XVIII века посетитель Петропавловского собора мог испытать подобие культурного шока. Он не понимал, в каком храме, какой эпохи и какой конфессии он оказывался. Программа символов иконостаса, созданного Иваном Зарудным, реализованная по плану архиепископа Феофана Прокоповича, не давала однозначного ответа. Вопреки канонам, иконостас не закрывал заалтарное пространство, а, скорее, служил подобием триумфальных ворот. Сень открыта, подобно театральной сцене, а вместо икон в убранстве доминирует объемная скульптура.

"Даже расположение икон и то, какие это иконы, во многом противоречило общепринятым правилам построения русских иконостасов", – замечает искусствовед, заместитель директора Государственного музея истории Санкт-Петербурга Юлия Демиденко.

Среди икон собора есть много так называемых "патрональных", связанных с именами членов правящей фамилии. Спаситель на престоле в царском облачении – образ вполне логичный для петровского времени. Власть только что отменила патриаршество
и хотела утвердиться в новом абсолютном качестве.

"Это храм-пропаганда петровских преобразований. Храм-пропаганда централизованной государственной власти", – продолжает Юлия Демиденко.

В Петропавловском соборе не совершались обряды крещения или венчания. Храм не имел прихода, а финансирование всегда осуществлялось из государственной казны. Впрочем, напоминания об идеологии убранства Петропавловского собора сотрудники музея не считают исключительно историческими. В крепости знают, что статус собора может оказаться под вопросом после вступления в силу закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.