20.06.2012 | 09:44

Альтернативная история русской иконописи в галерее искусств Зураба Церетели

Новая выставка в столичной галерее искусств Зураба Церетели демонстрирует народную икону. Это особое направление в иконописи. Его образцы создавали гончары, кузнецы, ямщики в свободное от основного занятия время. Вспомните хотя бы богобоязливого гоголевского кузнеца Вакулу – он колоритный представитель этого племени. «В досужее от дел время он занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке. Торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда». Рассказывают «Новости культуры».

Альтернативная история русской иконописи. А как иначе назвать выставку, на которой иконы с XVIII по начало XX века, и ни одна не похожа на традиционную. Заказчиками и исполнителями народного религиозного искусства были крестьяне, у которых не было достаточно средств. Стоила такая икона как десяток яиц, в отличие от произведения профессионального иконописца, которое стоило как деревня. У таких икон прописывали только лики, все остальное заклеивали фольгой и помещали в деревянный киот.

«Как раз в это время пошла мода на обустройство красных углов, где, например, в центре в золоченом киоте наиболее дорогая икона находилась, и по краям – на все случаи жизни, – рассказывает коллекционер Александр Ильин. – Вот, например, Флор и Лавр – скотину выгоняют по весне, вот молитва Флору и Лавру. Кто-то заболел – Пантелеймону. Чтобы не к соседу бежать, а чтобы своя имелась».

Среди народных иконописцев, утверждают искусствоведы, были свои Андреи Рублевы, вот только имена их история не сохранила. Часто это были сельские священники. Некоторые достигали такого мастерства, что их даже приглашали расписывать целые иконостасы. Чаще всего народные иконы изображают классические библейские или евангельские сюжеты, но попадаются и оригинальные. На этой иконе художник изобразил Христа в виде виноградной лозы, как называл себя в Евангелии сам Христос. Другие скорее напоминают западные гравюры на религиозную тему. Вот Христос в темнице, тут же для наглядности изображены все орудия страстей с подробным описанием.

«Такая наивная теплота – говорит специалист в области истории древнерусского искусства и культуры Герольд Вздорнов. – Этим она и подкупает нас сегодня. Причем народная икона существовала везде – и на Севере, и в западных областях, и даже на Юге».

Экспонаты для этой выставки также собирали по всей России. И даже в Евросоюзе. Эти иконы привезли из Эстонии, страны лютеранской, но с давними православными традициями.

«Таллинн по геополитическим причинам еще во времена Петра Первого уже имел русский православный приход, – рассказывает собиратель древнерусского искусства из Эстонии Нина Герасименко. – Была огромная старообрядческая община, в основном селились по берегам Чудского озера. И такая сильная вера людей обязательно требовала присутствия иконы».

До недавнего времени народной иконой в России интересовались в основном частные собиратели и иностранные коллекционеры. Музейное сообщество сейчас только начинает открывать этот пласт культуры. Подобно тому, как 100 лет назад точно так же просвещенное общество заново открывало для себя древнерусскую икону.