23.05.2009 | 22:10

Рустаму Хамдамову – 65!

Вслед стихам Бориса Пастернака можно предположить, что желание быть притчей на устах у всех свойственно как раз тем, кто ничего не значит. И можно представить себе, как нелегко приходится Рустаму Хамдамову – не желать быть притчей, будучи талантливым. А ведь его не просто талантом, его гением многие считают. Поэтому тщетны были его попытки избавиться от молвы. И все, что удалось кинематографисту Хамдамову, – это стать самым неизвестным среди самых известных. Завтра ему исполнится 65 лет. Рассказывают "Новости культуры".

Фрагмент фильма ""В горах мое сердце" (режиссер - Р.Хамдамов, 1967):

"Чем занимается твой отец?" "Он пишет стихи. Больше он ничем не занимается. Он один из величайших неизвестных поэтов мира". "Когда он получит деньги?"-"Никогда. Нельзя быть великим и брать за это деньги"".

Эту пророческую реплику Рустам Хамдамов написал студентом ВГИКа. Ретроимпровизация "В горах мое сердце" - первая манифестация его поэтического мира. Уже здесь видны хамдамовские лейтмотивы: очарованность немым кино и чары актрисы Елены Соловей, пара девушек в матросках, ветер и свет в каждом кадре, ускользающая красота и музыкальность. В роли тапера – сам блистательный дебютант. Позже он превратится в одного из величайших неизвестных режиссеров поэтического кино. Денег за это не берет, поэтому фильмов всего четыре. Один – короткий, негатив не сохранился, второй – неоконченный, пленка смыта, третьего никто не видел, потому что он арестован французским продюсером, и только четвертый можно увидеть завтра в эфире телеканала "Культура". Но и одного кадра хватило бы доказать - есть в российском кино такой удивительный автор – Рустам Хамдамов.

Паола Волкова, историк культуры: "Если мы остановим кадр любой, законченное произведение, законченная картина".

Паола Волкова преподавала Хамдамову историю искусств во ВГИКе, почтительно дружит с ним до сих пор. Восхищается его рисунками.

Паола Волкова, историк культуры : "Главное, что ему удалось то, что мало кому удается, он создал стиль".

Стиль Хамдамова проявляется в разных формах: кино, живопись, эскизы костюмов. Вот Наталья Фатеева рассматривает платье из газет, придуманное им к спектаклю Юрия Любимова, и вспоминает, как снималась в фильме "Анна Карамзофф".

Наталья Фатеева, народная артистка России: "Ведь он же все – он и режиссер, он и автор сценария, он и художник, он присутствует в каждом кадре, в каждом сантиметре".

Фатеева хранит хамдамовский эскиз грима к ее роли, но самого фильма не видела.

Наталья Фатеева, народная артистка России: "Картина снималась на российские деньги, и Жанна Моро снималась практически забесплатно, а потом пришел французский продюсер Зильберман, Моро оплатил, а кончилось тем, что он получил права на эту картину".

Говорят, Зильберман и Моро требовали у режиссера вырезать из финальной версии "Анны Карамазофф" фрагмент его же неоконченного фильма "Нечаянные радости", по сценарию которого Никита Михалков снял потом "Рабу Любви". Производственный процесс тогда остановили, потому что главную роль в сюжете стал играть таинственный восточный ковер, и чем это все закончится, режиссер объяснить не захотел.

Наталья Фатеева, народная артистка России: "Он неуправляемый человек, им нельзя управлять".

Сергей Мокрицкий, оператор и режиссер: "Рустам – гений, титан, это чувствуешь душой, а потом когда смотришь, как он трепетно относится к каждой бусинке, завитку, невозможно что-то не доделать в своей работе".

То, что Хамдамов тяжел в производстве, миф. В этом уверен оператор "Вокальных параллелей" Сергей Мокрицкий. А вот то, что он гений – вовсе не миф.

Сергей Мокрицкий, оператор и режиссер: "То, что он хочет снять, нужно снимать немедленно, чтобы он работал и работал".

Говорят, Рустам Хамдамов готовится к съемке фильма из трех новелл. А от юбилейных торжеств сбежал в Италию. Нелюбящий появляться на публике и давать интервью он вольно или невольно поддерживает легенду о тайном гении российского кино.